10 самых значимых киноролей Дэвида Боуи

2016-01-13 | 12:24 , Категория фото


10 января ушел из жизни великий британец Дэвид Боуи – рокер, поп-звезда, хитмейкер, икона стиля и неутомимый экспериментатор. Его широкой натуре было тесно в мире музыки, и он также ярко проявил себя в живописи и в кинематографе. В то время как большинство звезд лишь изредка и ненадолго заглядывают в кино, Боуи снялся более чем в трех десятках постановок, и он порой играл главные или ключевые роли в существенных картинах. Чтобы воздать должное этой стороне его творчества, мы вместе с порталом Film.ru вспомнили десять самых значимых экранных ролей Дэвида Боуи.

1. Король гоблинов Джарет – «Лабиринт» (1986)



Когда пересматриваешь один из лучших голливудских детских фильмов 1980-х, трудно поверить, что роль короля гоблинов Джарета не была написана специально для Дэвида Боуи. Кто еще мог воплотить на экране образ одновременно пугающего и притягательного, загадочного и открытого, могущественного и уязвимого потустороннего правителя, который ведет с главной героиней причудливую психологическую игру? Однако продюсеры фильма отнюдь не были привязаны к Боуи. Они рассматривали и другие звездные кандидатуры, и короля гоблинов вполне могли сыграть Стинг или Мик Джаггер. Но, при всем уважении к этим знаменитостям, фильм бы проиграл, если бы создатели «Лабиринта» не договорились с Боуи. Он был рожден, чтобы воплотить Джарета таким, каким его задумал режиссер Джим Хэнсон.




2. Майор Джек Сельерс – «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983)



Японо-британская картина Нагисы Осимы принадлежит к популярному на Западе жанру военных драм об американских и английских солдатах в японском плену. Но поскольку «Мистер Лоуренс» снят не голливудцем, а японцем, то это куда более сложная и многогранная постановка, чем стандартные ленты о западном героизме и японском злодействе. Достаточно сказать, что между комендантом лагеря для военнопленных и противостоящим ему несгибаемым британским офицером в исполнении Боуи возникает нечто вроде романтической привязанности, замешанной на взаимном уважении. Блеск рок-звезды в этой роли тем более ярок, что Осима, по воспоминаниям Боуи, тесно работал лишь с японскими актерами и позволял западным исполнителям делать то, что им казалось подходящим и уместным. Так что Боуи не только сыграл майора Джека, но и в значительной степени придумал его.




3. Томас Джером Ньютон – «Человек, который упал на Землю» (1976)



Дэвид Боуи любил представлять себя слушателям человеком из космоса, и потому не было ничего удивительного в том, что его первой большой ролью в кино был пришелец-гуманоид, который прилетает на Землю, чтобы спасти свою родную планету от катастрофической засухи. К несчастью для его родных, Ньютон становится жертвой земных пороков и земного страха перед теми, кто нам кажется странным и чужим. Фильм Николаса Роуга был слишком причудливой и сюрной постановкой, чтобы стать коммерческим хитом, но он смог пробиться в долгоиграющие культовые хиты, и Боуи как киноактера до сих пор часто прежде всего ассоциируют с «Человеком». Кстати, рок-кумир так боялся играть главную роль, что он на всем протяжении съемок подпитывал свою храбрость кокаином. По его позднейшим заверениям, он под кайфом в каждом кадре фильма.




4. Джон Блейлок – «Голод» (1983)



Мы знаем режиссера Тони Скотта как младшего брата Ридли Скотта и как постановщика остросюжетных боевиков, триллеров и экшен-комедий. Однако до того, как начать снимать фильмы вроде «Лучшего стрелка», «Последнего бойскаута», «Врага государства» и «Дежавю», Скотт дебютировал как кинорежиссер с эротическим вампирским хоррором «Голод», в котором главные роли исполнили Катрин Денев, Сьюзан Сарандон и Дэвид Боуи. Хотя картина в основном посвящена провокационным отношениям героинь Денев и Сарандон и Боуи участвует лишь в первой части постановки, этого времени ему оказывается вполне достаточно, чтобы убедить зрителей, что Скотт не мог найти лучшего актера на роль сексапильного 200-летнего вампира.




5. Никола Тесла – «Престиж» (2006)



Роль второго плана может быть не менее важной для успеха картины, чем главная роль. Так, в фантастической драме Кристофера Нолана «Престиж» многое держится на убедительности Николы Теслы как гениального и в то же время скрытного изобретателя, который способен создать удивительное по своим возможностям устройство и утаить от публики его существование. Нолан был убежден, что сыграть эту роль может лишь Боуи, и когда музыкант дистанционно отказался сниматься, режиссер лично встретился с актером и убедил его, что без него фильм не сложится. Так Тесла стал последней значительной работой рокера в большом кино.




6. Вендис Партнерс – «Абсолютные новички» (1986)



Рок-мюзикл британского режиссера Джулиена Темпла (отца актрисы Джуно Темпл) – это, вероятно, наименее известный фильм, в котором Дэвид Боуи сыграл значительную роль. Связано это с тем, что «Абсолютные новички» столь эпически провалились в прокате, что увлекли с собой создавшую картину киностудию Goldcrest Films, а также с тем, что это сугубо английская постановка о модном Лондоне конца 1950-х, перед самым началом эпохи Beatles. Тем не менее с годами британцы научились уважать эту стилизованную и нарочито анахроничную постановку с музыкальными номерами в духе 1980-х. И тем, кто интересуется артистическим наследием Боуи, интересно будет увидеть, как он спел, станцевал и сыграл гуру пиара и рекламы.




7. Понтий Пилат – «Последнее искушение Христа» (1988)



Среди всех, кто мог бы сыграть Понтия Пилата, Дэвид Боуи кажется наименее логичным выбором. Но как только он появляется в фильме Мартина Скорсезе, сразу становится ясно, почему режиссер доверил Боуи эту небольшую, но ключевую роль. В роли Пилата актер одновременно воплощает проницательность, самоуверенность и уязвимость Римской империи, которая видела себя «вечным царством», но при этом искренне опасалась людей вроде Христа, бросающих вызов ее власти и ее идеологии. И Пилат предстает не карикатурным злодеем, как это порой бывало в западных библейских постановках, а хладнокровным бюрократом, который защищает свою империю от опасных смутьянов. И для него не имеет никакого значения, проповедует ли смутьян насилие или любовь – для Рима может быть опасно и то и другое.




8. Энди Уорхол – «Баския» (1996)



Ключевая фигура в мире поп-арта, художник Энди Уорхол был нарочито претенциозной и эксцентричной личностью. Поэтому, изображая его в кино, очень просто потерять человека за его «ужимками и прыжками» и показать зрителям стиль без содержания. Как решить эту проблему? Режиссер Джулиан Шнабель в байиопике о художнике Жан-Мишеле Баския решил ее, отдав роль Уорхола Дэвиду Боуи. Музыкант ведь всю свою творческую жизнь провел, соединяя эксцентричную форму с глубоким содержанием. И Уорхол у него получился столь убедительным, что один из близких знакомых художника заметил, что во время съемок ему показалось, как будто Уорхол ожил и вернулся на землю.




9. Монти – «История с ограблением» (1991)



Дэвид Боуи мог быть очень смешным на экране, но режиссеры обычно видели его в драматических ролях. Одно из немногих больших исключений из этого правила – очаровательная и веселая ранняя киноработа американского режиссера Ричарда Шепарда, ныне преимущественно известного по съемкам телесериалов. В криминально-романтической комедии «История с ограблением» Боуи изобразил живущего в Америке британского бармена, которому срочно нужна грин-кард. Когда одна из официанток ресторана, где Монти работает, просит помочь ей ограбить владельцев заведения, герой Боуи соглашается – на том условии, что героиня Розанны Аркетт заключит с ним фиктивный брак.




10. Дэвид Боуи – «Образцовый самец» (2001)



По-настоящему яркий исполнитель может запомниться, даже когда в крошечной роли играет самого себя. Бен Стиллер пригласил Боуи в фарсовую комедию «Образцовый самец», чтобы он изобразил непререкаемого судью подиумных моделей, соревнующихся в крутости и стильности. И хотя в фильме было огромное множество других камео знаменитостей, Боуи запомнился больше всех. Звезда всегда звезда!