Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 7 Ausf D 2

2016-01-24 | 21:37 , Категория видео


«Тигр»! «Тигр»! Страшный страх…
Внимание! «Тигры»! Attention! «Tigers»! Uwaga! «Tygryski»! Attention! «Tigres»! – гремело над полями сражений.

Наверное нет более известного немецкого танка Второй Мировой, чем «Тигр» – его угловатые формы, длинная и мощная пушка известны практически всем и каждому мало-мальски интересующемуся историей той войны.
Как же так получилось, что полтора десятка батальонов (всего немцы успели выпустить менее двух тысяч машин, при том, что тех же КВ выпустили в РАЗЫ больше) за неполных два года боев стяжали себе столь грозную славу? Однозначный ответ найти сложно, в зависимости от того по какую сторону фронта находился автор той или иной книги, фильма – «Тигры» то сами горят десятками, то десятками жгут других. Последняя часть моих постов об истории немецких танков Второй Мировой – желание разобраться в этом. Каким был на самом деле этот танк? Что сделало его столь грозным и эффективным оружием?

Нет предела совершенству. Особенно если машина «сыровата» и еще не вылечилась от детских болезней. На Konigstiger поменялось многое – гусеница, пулемет, внутренняя отделка… Но обо всем по порядку.
Несмотря на весьма впечатляющие баллистические характеристики 88мм пушки, Heereswaffenamt отдало распоряжение фирме «Krupp» на разработку машины с еще более мощной пушкой – на сей раз калибром 105мм(!) L/68. Правда, проект реализован не был. Так же не был реализован проект танка со 150мм пушкой

На рисунке – чертежи танка со 105мм пушкой

На бумаге остались и проекты перевооружения танка 88мм безоткатной пушкой L/71 – Geschuetzrohr 8,8 см L/71 Starr. Освободившееся место от откатных устройств должен был занять своего рода автомат заряжания. Кроме этого немцы вели активные работы по установке стабилизатора пушки – планировалось начать установку стабилизаторов в мае-июне 1945 года. По счастью, по независящим от конструкторов причинам это так и осталось проектом.

На рисунке – доработанный Pz VI Ausf.B Tiger II Konigstiger, выпуск которого дожжен был начаться летом 1945 года. Серым цветом выделены изменения – новый дальномер, измененные моторные решетки и т.п.

Справедливости ради должен отметить – в ходе производства немцы пытались упростить и удешевить машину, а самое главное – увеличить темп ее производства. Так была прекращена внутренняя окраска боевого отделения, пулемет MG был заменен на StG 44 и т.д., но… На практике сборка «Konigstiger» на фирме "Henschel" теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом (чуть больше двух дней). В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 – в сборочном. Более того, расход материалов, необходимый для производства танков был просто огромным – 1 (прописью – один) «Konigstiger» требовал порядка 120т стали. Для сравнения – Pz V Panter, не самый маленький и слабый танк Рейха, изготавливался из, примерно, 80т. Иными словами, вместо 2 «Королевских тигров» можно было построить примерно 2-3 танка попроще.

На фото – корпуса и башни на заводских площадках захваченные в 1945 году. Их оставалось только смонтировать.

Однако, помимо улучшения собственно танка, немцы вели активные работы по созданию целого семейства САУ на шасси Pz VI. Так еще в 1942 году фирма Krupp начала разрабатывать семейство машин Grille. Строго говоря, это были самоходные лафеты, с использованием компонентов базового танка, но суть от этого не меняется – базовой машиной для Waffentrager`ов стал Pz VI Konigstiger. Должен сказать, что линейка была довольно обширной и включала в себя аж четыре варианта, названный соответственно Grille 17/21/30/42. Они предусматривали установку 170мм K 72 L/50 для Grille 17. Предполагаемый вес этой САУ колебался от 53 до 58 тонн. Вариант САУ с 210мм L/31гаубицей назывался Grille 21. Следующий вариант назывался Grille 30. Он должен был вооружаться гаубицей фирмы Skoda калибром 305мм GrW L/16. А проект Grille 42 предполагалось вооружить гаубицей калибром 420мм.

На рисунке – фото корпусов Grille 17 и рисунок предполагаемого вида САУ

Но эти проекты стали лишь прологом к созданию сильнейшего тяжелого истребителя танков Второй Мировой – САУ Jagdpanzer VI Jagdtiger Ausf. B или SdKfz 186 или 12.8cm Pak 44 auf Panzerjäger Tiger. Разработка этой машины была начата в феврале 1943 года и уже 20 октября 1943 деревянная модель новой машины была представлена Гитлеру. Первоначально проект предусматривал 2 варианта – с кормовым и центральным расположением рубки. В качестве основного вооружения была принята 128мм противотанковая пушка Раk44, фирмы Krupp переделанной из тяжелой зенитки Flak 40. Основным отличием было раздельно-гильзовое заряжание – что было особенно важно для ограниченного объема рубки САУ.

На фото – 12,8см Раk44, фирмы Krupp

На фото – 128мм выстрел раздельного заряжания

На фото – «дедушка» Jagdtiger, САУ Sturer Emil

На фото – макет Jagdtiger в цеху (верхнее фото) и демонстрация макета (на заднем плане) Гитлеру 20 апреля 1943 года (нижнее фото)

На фото – прототип новой машины без вооружения с ходовой типа Porshe

После обсуждений было решено строить новую машину на удлиненной на 260мм базе Konigstiger с вооружением из 128мм Pak 44 L/55 пушки (кстати, такая же пушка планировалась для другого немецкого супертанка – Pz VIII Maus). Огневая мощь этой пушки поистине завораживала – практически любой танк Антигитлеровской коалиции мог быть без труда поражен на дистанции в 3 – 3,5 км(!). Единственным танком, способным выдержать огонь 128мм пушки на такой дистанции был советский ИС-2 поздних военных серий (правда, он поражался на расстоянии примерно в 2 – 2,5 км). При этом броня «охотничьей кошки» была, в теории, неуязвима для любого танкового или противотанкового орудия того времени.

На фото – корпуса САУ с подвеской Porshe (вверху) и Henshell (внизу)

Несмотря на то, что подвеска Porshe была легче, тем не менее, было принято решение о постройке танка на шасси Henshell. Причин такого выбора было несколько – и нелюбовь к профессору Порше чиновников Министерства вооружений, и поломка тележки на испытаниях (из-за заводского брака), и стремление к элементарной унификации – при принятии на вооружение варианта Порше о взаимозаменяемости подвески можно было бы забыть.
Тем не менее, немцы изготовили около 10 САУ с «нестандартной» подвеской.

На фото – Jagdtiger с подвеской Порше (ныне – экспонат музея в Бовингтоне)

Оставшиеся, примерно 74 – 75 машин, выпускались с «хеншелевской» подвеской.

На фото – машина с подвеской Henshell, захваченная американцами. Ныне – экспонат Абердинского полигона.

Поскольку немцы испытывали дефицит 128мм орудий (всего было примерно 90 стволов) планом предусматривалось вооружение Jagdtiger и 88мм Pak 43 L/71 с первой половины 1945 года. Но замысел остался нереализованным. Как и «личный заказ фюрера» – постройка на базе «Ягдтигра» огнеметного танка.

На рисунке – прототип САУ

Первыми новые самоходки получил 130-й учебный батальон тяжелых истребителей танков, который в боях участия не принимал. А собственно боевыми частями, которые первыми получили новую матчасть стали 653 и 512 sPzJagAbt – батальоны тяжелых истребителей танков. Теоретически эти батальоны имели на вооружении примерно два-три десятка машин и представляли собой грозную силу. Практически же роты обоих батальонов были «размазаны» чуть ли не по всему Западному фронту. Кроме этого, транспортировка Jagdtiger была не меньшей, если не большей проблемой, чем базового танка – САУ «по паспорту» весила 70т (в «хеншелевском» варианте). А если учесть вес дополнительного оборудования, запасных гусениц и т.п., то вес достигал 73 – 75т(!).

На фото – «Ягдтигр» на платформе. Обратите внимание – на машине установлены боевые гусеницы.

На фото – САУ с транспортными гусеницами

Боевое применение Jagdtiger состоялось на Западном фронте (единственный и неподтвержденный случай боев с советскими войсками состоялся в Австрии после капитуляции Германии), где немецкая 128мм пушка в очередной раз доказала свою высокую эффективность по борьбе с танками – американские М4 Sherman уверенно поражались на дистанции в 2 – 2,5 км. Но в остальном… Бои батальонов тяжелых истребителей танков выглядели так: «получили – еле погрузились и доехали, куда смогли, подбили столько-то – потеряли столько-то – поехали дальше – сдались в плен». Желающим получить более подробный рассказ, я бы рекомендовал книгу О.Кариуса «Тигры в грязи».

На фото – подбитые американцами «Ягдтигры»

На фото – эта машина застряла и была брошена экипажем. Такое происходило едва ли не чаще, чем потери от огня американских штурмовиков.

В целом и «Королевский тигр» и «Ягдтигр» больше стояли в ремонте, чем реально воевали и, разумеется не могли никак повлиять на исход войны. Тогда зачем же их строили? Ответов тут несколько. Во-первых, «магия пушек» - и 88мм L/71, и 128мм L/55 по праву можно назвать одними из мощнейших и лучших орудий Второй мировой – танки, способные выдерживать их огонь появились у союзников только в самом конце войны (например, советский ИС-3). Во-вторых, по меньшей мере, в теории, их броня позволяла без помех выдерживать огонь практически любого танкового или противотанкового орудия (в теории, одной из немногих орудий, способных поразить «Королевкий тигр» была советская 100мм пушка БС-3). И, в-третьих, поиск «вундерваффе» - оружия способного одним махом перевернуть ход войны.
К счастью, на практике все выглядело иначе. Да, огромная огневая мощь – это здорово, но тяжелому танку или истребителю танков нужен очень хорошо подготовленный экипаж, способный полностью реализовать весь потенциал машины. А с этим у немцев были серьезные проблемы – быстро готовить танкистов они не могли (и не умели). Толстая броня то же не панацея, особенно при катастрофическом дефиците легирующих компонентов. И, наконец, единственным «вундерваффе», способным спасти «Тысячелетний Рейх» могло бы стать промышленное производство атомных бомб (и то при условии, что немцы успевали его развернуть не позже весны 1944 года).
Сами же машины были избыточны - слишком тяжелые, слишком мощные и... слишком не нужные. Две "Ягдпантеры" или три-четыре "Хетцера" были бы куда страшнее.

Говорить же об аналогах «Королевского Тигра» и «Ягдтигра» довольно сложно. Начнем с танка. По немецкой классификации «Королевский тигр» - тяжелый танк, но машины в его «весовой категории» - около 70т серийно во время войны почти не строились. Разве что французский Char2C, весивший 75т (всего 10 танков), английский прототип TOG2, весивший аж 82,5т (и изготовленный в одном экземпляре) и американский 57,5 тонный танк М6 (всего прототипов построено порядка 46 машин). Из этого перечня только Char2C успел повоевать и то неуспешно.

На фото – Char2C

На фото – TOG2

На фото – один мз прототипов М6

Аналогов же «Ягдтигра» практически нет.

На этом я заканчиваю свой рассказ о панцерваффе, их технике, сокрушившей Европу…
Закончить же рассказ я хочу словами:
Да, нам далась победа нелегко,
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава!

P.S. В следующих моих постах мы поговорим о самом способном "ученике" панцерваффе) - танковых войсках СССР.