Пороховщиков Александр Шалвович

2016-01-31 | 15:37 , Категория фото


Чтобы помнили!

Алекса́ндр Ша́лвович Пороховщико́в (31 января 1939 года, Москва — 15 апреля 2012 года, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, продюсер, Народный артист России (1994).

Александр Пороховщиков родился 31 января 1939 года в Москве.
Род Пороховщиковых оставил заметный след в российской истории. Прадед Александра Пороховщикова — Александр Александрович, был дворянином, фабрикантом, меценатом, строителем и владельцем «Славянского базара», участником сооружения храма Христа Спасителя в качестве архитектора и вкладчиком средств в его строительство. Дед - тоже Александр Александрович Пороховщиков – был изобретателем первого в мире танка и вездехода, после 1917 года он стал известным авиаконструктором, возглавившим КБ. В 1941 году он был арестован по обвинению в шпионаже и расстрелян, а спустя 15 лет реабилитирован.

В семье, где рос Саша Пороховщиков, вопросы истории семьи и происхождения никогда не поднимались. Лишь рассматривая фотографии из семейного альбома, которых осталось крайне мало, он пробовал узнать у бабушки и мамы, кто на них был изображен? И каждый раз ответ был либо весьма приблизительный, либо: «Подрастешь – узнаешь».

В школе Александр учился очень плохо, постоянно пропускал занятия и слыл местным хулиганом. Галину Александровну постоянно вызывали в школу с требованием срочно принять меры, но все попытки «выровнять» сына по советским меркам неизменно оканчивались неудачей. Однажды мама отвела Сашу к частной преподавательнице музыки, но уже через несколько занятий мальчик сбежал, объяснив, что учительница перед занятиями злоупотребляла чесноком, и терпеть это не было никакой возможности. Единственные занятия, к которым мальчик проявлял рвение, это был бокс. Саша не только не пропускал тренировки, но и начал принимать участие в соревнованиях.

В Челябинске Пороховщиков окончил школу рабочей молодежи, часто пропуская занятия из-за драк и гулянок в шумной дворовой компании. Он рассказывал: «Драчун был жуткий! Рос-то на улице. А драки тогда вообще были нормой. Однако существовал неписаный закон чести: не бить лежачего, не драться насмерть. А после побоища противники мирно сидели, выпивали, беседовали. Если кто-нибудь влюблялся в девушку легкого поведения (баруху), он не позволял о ней слова дурного сказать. Влюбленная парочка шла на прогулку, а за ними – толпа «охранников». Вспоминаю то время как самое счастливое в моей жизни!».
После окончания школы в 1957 году длинноволосый Александр Пороховщиков поступил в Челябинский мединститут, где вместе с приятелями немедленно создал джаз-банд. Кроме того, Александр продолжал занятия боксом – ему прочили блестящую спортивную карьеру. Однако занятия медициной – а именно хирургией и органической химией – вскоре по-настоящему увлекли Пороховщикова. Он рассказывал: «Когда готовился к экзамену по анатомии, все время ел булочки. У врача, я так думаю, психология особая. Он всегда у порога жизни и смерти. Его уже не задевает то, что трогает обычных людей. Из предметов больше всего любил органическую химию. С удовольствием экспериментировал над лягушками. У меня их дома целая ванна была. Ни одна лягушка не умерла, за что я поставил себе пять с плюсом. Хирургия безумно нравилась».

Медицинское образование впоследствии помогало Пороховщикову и в актерской профессии – еще со студенческих лет ему было достоверно известно, как чувствуют себя старики и пьяницы, известна физиология пограничных состояний, физическое ощущение старости, запах упадка и отчаянья. Он рассказывал: «Как сыграть старость? Некоторые начинают кашлять: «Кхе, кхе, кхе...». А старый человек – это медленные движения. Он бережет силы, которых у него и так мало. Ходит, едва двигая ногами, шаркающей походкой. Посмотрите на старичков: они все время думают. В глазах – вечность, как у черепахи Тортиллы, которая триста лет прожила. Если молодые люди очень эмоциональны в своих реакциях, то старики просто констатируют. Они уже так мудры, что не тратят себя попусту».

В 1960 году Пороховщиковы вернулись в Москву. Так как мать Александра когда-то училась в ГИТИСе, ей удалось устроить сына мебельщиком-реквизитором в Театр имени Евгения Вахтангова. И вот уже в 1960-м и 1961-м годах он учился на курсах повышения квалификации актеров театра при ВТО, а в 1962 году поступил в Щукинское училище. Но и во время вступительных экзаменов произошла история в стиле Пороховщикова: абитуриент Пороховщиков подрался с пожарником, который запачкал его идеально чистую накрахмаленную рубашку, поэтому в поступлении на дневное отделение ему было отказано, но его приняли на вечернее отделение. С этого момента смыслом жизни Александра Пороховщикова стал театр. По его собственным словам, в то время в Щуке учились два комика – на дневном отделении Александр Калягин (тоже врач по первому образованию, кстати), на вечернем – он, Пороховщиков. Именно поэтому после окончания училища в 1966 году его пригласили в театр Сатиры как острохарактерного комедийного актера.

Дебют актера в кино состоялся в 1967 году – в фильме «Поиск» он сыграл небольшую роль архитектора. Затем были роли в фильмах «Крах» режиссера В.Чеботарева в 1968 году, «Гори, гори, моя звезда» режиссера Александра Митты в 1969 году, «Случай с Полыниным» режиссера А.Сахарова и «Спокойный день в конце войны» режиссера Никиты Михалкова в 1970 году. Тогда же за Пороховщиковым закрепился образ сильного, мужественного человека с трагической судьбой, и актеру все больше доставались роли белогвардейцев, немцев и прочих «врагов народа».

Но его первая серьезная роль в кино состоялась только в 1973 году в детективе Виллена Новака «Ринг», где Пороховщиков сыграл бывшего чемпиона по боксу, майора милиции Исаева. В картине было много автобиографических моментов, материал фильма во многом совпал с воспоминаниями юности артиста.

Через год на экраны вышел фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Пороховщиков сыграл одну из лучших своих ролей – председателя губЧК Кунгурова. Актер рассказывал: «Я благодарен Никите Михалкову за то, что он мне доверил эту роль. Ведь мой герой – это не кондовый коммунист, а чекист. И если вы помните, там были сцены, когда они очень сомневались в том, что делали. Те люди искренне верили в идею. Да, она не состоялась, но люди верили, ведь без веры жить невозможно. Поэтому, когда хают то время, я не всегда соглашаюсь. Да, в то время было много страшного, но было много интересного и хорошего».

После ярких ролей в фильмах «Ринг» и «Своем среди чужих, чужой среди своих» от предложений сняться в кино у Пороховщикова не было отбоя. Придирчиво рассматривая предложения и сценарии, актер в год снимался в трех-четырех фильмах. Только за пять лет он снялся в 21 картине: «Ярослав Домбровский», «Звезда пленительного счастья», «Капитан Немо» и «Бриллианты для диктатуры пролетариата» в 1975 году; «Огненное детство» и «Вы мне писали…» в 1976 году; «Талант» в 1977 году; «И ты увидишь небо», «Ищи ветра», «Особых примет нет», «Поговорим, брат...», «Стратегия риска» и «Человек, которому везло» в 1978 году; «Город принял», «Выгодный контракт» и «С любимыми не расставайтесь» в 1979 году; «Семейный круг», «Два долгих гудка в тумане», «Крах операции «Террор» и «Тростинка на ветру» в 1980 году.

Критики единодушно твердили о богатом творческом потенциале Пороховщикова и обвиняли режиссеров в эксплуатации его выразительной внешности, умных задумчивых глаз и атлетического телосложения. Пороховщиков рассказывал: «Так сложилось, что когда я сыграл царского офицера в картине «Ищи ветра», то кроме отрицательных ролей я ничего не получал. Вереницей пошли белогвардейцы. Обидно было, что, скажем, играешь большую роль – и никакой отдачи. Тех, кто сыграл красных, награждали премиями, одаривали званиями. А мы – из другого стана – «отдыхали». Даже зритель… Вот чем лучше ты сыграл отрицательную роль, тем хуже он к тебе относится. Меня одна зрительница сумкой била и вопила: «Вы и в жизни, наверное, такой негодяй, как в кино! Что же вы всех лошадей расстреляли»

В театре ситуация была не такой идиллической: Пороховщикова часто пытались назначить на роли Высоцкого, чтобы подстраховаться на случай его загулов. Актер отказывался, заявляя, что пришел в театр играть, а не подсиживать Высоцкого. Любимов понял и не возражал. Пороховщиков позже рассказывал: «Правда, потом, когда Таганка перестала быть Таганкой, которую любили за дух свободы, когда стали появляться звания, всякие привилегии, заграничные гастроли, то я понял, что надо уходить. И ушел. Сам». Так Александр Пороховщиков оказался в труппе Театра имени Пушкина. Одной из лучших его ролей в этом театре стал Вожак в «Оптимистической трагедии» В.Вишневского.

Богатый эмоциональный опыт послужил основой фильма «Цензуру к памяти не допускаю» в 1991 году, где Александр Пороховщиков появился не только как исполнитель главной роли, но и как сценарист и режиссер. До этого Александр Шалвович выступил режиссером автобиографических фильмов «9 мая» и короткометражки «Родина» в 1987 году.

В 1990-х годах, когда кинопроцесс сводился к бесконечным фестивалям и кинотусовкам, Пороховщиков оказался в стороне от кино. Но это был его выбор: «Фанаберию не люблю. Все эти презентации и фестивали, где бесконечно жуют. Вы мне кино ваше покажите, ваше творчество, за которое вы получаете медали. Я вижу только поцелуи взасос, «ты гений - я гений», в плавках ныряем в море. И все хуже, хуже и хуже становится. Вы меня потрясите хоть своим провалом! Я называю это водопроводным искусством. Но даже в водопроводе, когда включаешь кран, бывает иногда какое-то бульканье, а тут и этого нет! Шаляпин говорил, что в искусстве есть только две точки: или великий взлет, или великое падение - среднего не дано. Надо так провалиться, чтобы сказали: «Вы видели, как Пороховщиков провалился? Не видели? Срочно смотреть!» Это равносильно взлету».

С 2000 года Александр Шалвович стал часто сниматься в телевизионных сериалах. Он снялся в сериалах «День рождения Буржуя», «Черная комната» и «Империя под ударом» в 2000 году; «Под Полярной звездой» в 2001 году; «Тайный знак: возвращение хозяина» и «Даша Васильева. Любительница частного сыска» в 2003 году; «Слепой» в 2004 году и «Авантюристы» в 2005 году. Также Пороховщиков снялся в полнометражных фильмах «Женщин обижать не рекомендуется» в 2000 году, «Игра в модерн» в 2002 году, «Чердачная история» в 2004 году и «Рождественские истории» в 2005 году.

Большую часть заработанных денег Александр Шалвович вкладывал ив восстановление дома-музея Пороховщиковых в Староконюшенном переулке. Это была поистине удивительная история. О существовании дома, принадлежавшего когда-то его предкам, Александр Шалвович узнал только в середине 1990-х годов, когда просматривал семейные фотографии. Дом на фото выглядел странно знакомым – мимо него он часто проходил, когда работал в Театре имени Вахтангова и учился в училище имени Щукина. Однако никогда не обращал внимания на табличку у входа. А следовало бы, поскольку и эта табличка, и сам дом имели к нему самое непосредственное отношение: здесь жили Пороховщиковы еще в XIX веке, а хозяином дома был прадед актера. Детские воспоминания неожиданно дали ответы на многие вопросы. Так Александр Шалвович понял, куда уходили мама с бабушкой, оставляя его играть на Старом Арбате, и почему возвращались с заплаканными глазами. Александр Шалвович скрупулезно и последовательно изучил историю Родового Гнезда. Он выяснил, что построен был этот особняк в 1871 году. Но он не был основным домом Пороховщиковых. Они жили в кирпичном здании, выходящем фронтоном на Старый Арбат. Тогда же у актера появилась идея вернуть этот дом семье. После бесконечной череды посещений чиновничьих кабинетов и сбора необходимых документов в 1996 году особняк удалось арендовать у правительства Москвы на 49 лет, и началась приятная, но утомительная работа по его восстановлению. Пороховщиков рассказывал: «Когда мы взялись за реконструкцию, имели весьма отдаленное представление, в каком состоянии находится этот дом. Снаружи-то он выглядел достаточно пристойно. Когда же копнули изнутри, оказалось, что степень его износа просто катастрофическая». Но реконструкцией только дома дело не закончилось, многие часы Александр Шалвович провел в архивах в поисках документов и материалов, посвященных его семье. Он рассказывал: «Мне удалось столько любопытного узнать о Пороховщиковых. Теперь уже у нас есть исторические документы XVI века, рассказывающие о столбовых дворянах Пороховщиковых. А военный сценарист Евгений Месяцев поделился со мной своей находкой: он натолкнулся на бумаги, где упоминались Пороховщиковы, датированные аж XIV веком...».

23 января 2012 года супруга артиста заявила в прямом эфире РЕН-ТВ, что её муж ушёл из дома тремя днями ранее и никакой информации с тех пор о нём не поступало. Александра Пороховщикова нашли утром, 24 января, на даче; актёр признался, что за город решил уехать, чтобы отдохнуть от работы.
В марте 2012 года, по сообщениям СМИ, Пороховщиков перенёс инсульт, в результате чего временно лишился речи. Незадолго до того ему частично ампутировали стопу в результате операции, связанной с осложнениями на фоне сахарного диабета. Кроме того, Пороховщиков несколько дней болел гриппом и жаловался на боли в сердце.

В ночь на воскресенье 15 апреля Александр Пороховщиков скончался в московской больнице. Причиной смерти артиста стала болезнь сердца, вызванная сахарным диабетом. Похоронен в селе Рождествено Мытищинского района Московской области рядом с матерью и отчимом.

Награды и звания
Заслуженный артист РСФСР (20.02.1987)
Народный артист Российской Федерации (29.12.1994)
Член Союза кинематографистов России];
за фильм «Цензуру к памяти не допускаю»:
в 1993 году — главный приз «Золотой парус» на кинофестивале российского кино в Сан-Рафаэле (Франция);
в 1999 году — награда международного кинофестиваля «Бригантина» в номинации «Лучший фильм»;
в 2008 году — специальный приз имени поэта Александра Твардовского за режиссёрскую работу на Всероссийском кинофестивале актёров-режиссёров «Золотой феникс»;
в 2000 году — награда международного кинофестиваля «Бригантина» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Ворошиловский стрелок»