12 режиссеров, начинавших путь в большое кино с анимации

2016-02-01 | 09:37 , Категория фото


Анимация и игровое кино с момента зарождения кинематографа шли рука об руку. Несмотря на то что технически два этих вида визуального искусства друг от друга страшно далеки, между мультфильмами и художественными лентами регулярно происходит обмен идеями, сюжетами и даже кадрами – причем этот обмен опытом заключается не только в приглашении к озвучанию голливудских звезд, но и в переходе постановщиков из одного стана в другой. Именно режиссеров, начавших свою карьеру с художеств, а затем отметившихся красивым большим кино, мы вместе с порталом Film.ru и решили сегодня вспомнить. Поверьте, листок бумаги и карандаш – отличный стартовый набор для покорения вершин кино.


Грегори Ла Кава



Как в середине прошлого века многие советские спортсмены одинаково успешно играли и в футбол, и в хоккей, во время становления кинематографа переходы из анимации в кино были делом обычным. Наибольших успехов в обеих ипостасях смог добиться американец Грегори Ла Кава. В 1915 году он организовал собственную студию мультипликации, где всего за пять лет успел выпустить более ста анимационных короткометражек, а затем отправился на ниву немого кинематографа. К середине 30-х Ла Кава стал одним из самых успешных кинорежиссеров своего времени – за постановку картин «Мой слуга Годфри» и «Дверь на сцену» Американская киноакадемия отметила режиссера номинациями на «Оскар».



Дэвид Свифт



На гигантской фабрике Уолта Диснея, где работало множество талантливых художников, выделиться было непросто. Дэвид Свифт, имя которого упомянуто в качестве помощника режиссера в «Белоснежке», «Пиноккио» и «Фантазии», в какой-то момент устал находиться за спинами более именитых коллег и сменил краски и бумагу на игровое кино. Помыкавшись по сериалам, свой шанс Свифт получил в начале 60-х – его семейная комедия «Ловушка для родителей» стала любимым зрелищем американских детей. И да, вы правильно догадались: лента с Линдси Лохан – ремейк кинотеатрального хита Дэвида Свифта.



Ральф Бакши



Американец палестинского происхождения Ральф Бакши прославился прежде всего своими анимационными работами, причем в большинстве справочников этого художника и постановщика называют «пионером взрослой анимации». Именно он в свое время снял мультфильмы «Властелин Колец», «Волшебники» и «Приключения кота Фрица». Шаг в сторону игрового кино Бакши сделал весьма оригинально – совместив в кадре живых и рисованных актеров в картине «Параллельный мир». На фоне «Кто подставил кролика Роджера?» лента с участием Брэда Питта и Ким Бэйсингер несколько проигрывала, но трудно отрицать, что сделана она была с большим мастерством.



Терри Гиллиам



Терри Гиллиам даже успел получить работу на одной из британских телестудий в качестве художника-аниматора, вот только задачи перед ним ставились совсем простые. Поэтому-то Гиллиам с радостью откликнулся на предложение своего приятеля Джона Клиза стать штатным художником в скетч-группе «Монти Пайтон». Короткие рисованные миниатюры скоро переросли в актерские работы, а следом и в эксперименты в режиссуре. Сегодня Терри Гиллиам широко известен как режиссер игровых фильмов, несмотря на то что рисует британец по-прежнему с огромным удовольствием.



Брэд Берд



Студия Pixar давно славится своим творческим ансамблем, каждый режиссер этой «фабрики грез» как минимум становится предметом пристального интереса критиков. А уж если постановщик знаменитой студии решится на дебют в игровом кино – это событие, достойное особого внимания. Брэд Берд для Pixar сделал очень много, именно он руководил работой над «Рататуем» и «Суперсемейкой», но от его первого опыта в большом кино многие оказались в еще большем восторге, чем от анимационных работ, – Берду студия доверила снять новую «Миссию: Невыполнима», и результат превзошел все ожидания, Итан Хант обрел второе дыхание. Второй фильм Берда, «Земля будущего», оказался не столь успешным, но никто и не обещал, что будет легко.



Тим Бертон



Опыт работы в анимации Тима Бертона широко известен – в молодости амбициозного новичка пригласила студия Disney, но страсть художника к скелетам, монстрам и уродцам напугала боссов, нацеленных на семейную аудиторию. Бертона выставили за двери «мышиного домика», но на свободе режиссер с особым видением мира оказался востребован – Тим поставил «Бэтмена» для Warner Bros. и тем самым открыл новую страницу в истории комикс-экранизаций. К анимации и Диснею, впрочем, Бертон вернулся спустя несколько лет – Walt Disney Company одумалась и заказала полнометражную версию «Франкенвини», мультика про мертвого пса, который в свое время так напугал коллег художника.



Саймон Уэллс



Правнук знаменитого писателя Герберта Уэллса Саймон Уэллс рано проявил свой талант к рисованию и очень скоро стал востребованным аниматором. К 90-м Саймон дорос даже до собственных фильмов – режиссером он числится в «Балто» и «Принце Египта». А вот поход в игровое кино удачным для Уэллса не назовешь – в 2002 году студия Warner Bros. привлекла аниматора к съемкам «Машины времени» (да-да, по произведению прадеда), но напряжение на площадке с актерами оказалось столь высоко, что Саймон слег в больницу. Совсем провальной «Машину» не назовешь, но и гордиться оказалось особенно нечем – Уэллс предпочел вернуться к рисункам.



Майк Джадж



Редко кто-то из зрителей задумывается о том, кем сняты самые дерзкие и далекие от цензуры американские мультфильмы вроде «Южного парка» или «Бивиса и Батт-Хеда». Последними активно занимался художник и режиссер Майк Джадж, ему же принадлежит авторство полнометражной ленты о двух недалеких тинэйджерах. Казалось бы, чего можно ожидать от подобного хулигана в кино игровом, но своим полнометражным дебютом Джадж удивил, комедия «Офисное пространство» получилась забавной и совсем не такой ядовитой, как прежние рисованные работы автора. Последующей «Идеократией» Майк подтвердил реноме удачливого сатирика и выбрался из тени Бивеса, Батт-Хеда и их скрипучего смеха.



Роб Минкофф



С записью в трудовой книжке «Сорежиссер фильма “Король-лев”» думать о каких-то изменениях в последующей карьере наверняка стал бы далеко не каждый. Казалось бы, почивай на лаврах, снимай продолжения да греби деньги лопатой, но Роб Минкофф оказался не настолько жаден, творчество привлекало его больше звона монет. Пять лет Минкофф готовился аккуратно выбраться из аниматорской мастерской, поэтому его первой игровой лентой стал «Стюарт Литтл», семейный фильм с большим содержанием компьютерных и мультипликационных вставок. Дальше – больше, к дуплету мышиных приключений добавились «Особняк с привидениями» и «Запретное царство». Может быть, имя Минкоффа и не на слуху у массового зрителя, но критики режиссера запомнили совершенно точно.



Кевин Лима



Продюсера и сценариста Кевина Лиму студия Disney на сторону отдавать отказалась наотрез. Талантливому режиссеру, начинавшему еще с классическим Гуфи, а затем снявшему «Тарзана», в 2000 году предложили дебютировать в игровом кино прямо в соседней комнате – под патронажем Disney Лима снял игровой вариант «102 далматинцев». Впрочем, это была только разминка – настоящее испытание Кевина ждало несколькими годами позже, когда студия поручила своему лучшему режиссеру сделать не копию, а оригинал, пусть и «понадерганный» из других сказок, – комедию «Зачарованная». Опыт удался, но на этом карьера Лимы застопорилась, уже девять лет его руками не выпущено ни одной картины – ни игровой, ни рисованной.



Эндрю Стэнтон



Любимый ученик Джона Лассетера Эндрю Стэнтон взбирался на анимационную вершину старательно и ответственно. Начал, как и положено в Pixar, с короткого метра, затем поставил «Приключения Флика», сверкнул с «В поисках Немо» и выдал на-гора блистательный «Валл-И». Скрепя сердце студия отпустила Стэнтона к коллегам из Disney для постановки амбициозного «Джона Картера», но на небе все решилось по-иному – почти не имевший слабых сторон проект неожиданно провалился в прокате и закрыл для Стэнтона дорогу в большое игровое кино. Спасибо Лассетеру, он не отвернулся от ученика и позволил работать над сиквелом к «Немо». Скоро увидим, случайной ли была марсианская неудача.



Эндрю Адамсон



В свое время «Шрек» оказался настоящим ударом под дых для любителей анимации, мультфильм, который взрослым более понятен и интересен, чем детям, – это что-то неправильное. Нарушителем традиций в 2001 году выступил режиссер Эндрю Адамсон, сделавший монстров главными героями и с ног на голову поставивший классические сказки. После сиквела Адамсон посчитал, что топтаться на месте ему больше неинтересно, и начал искать новую работу. Талантливого режиссера подобрали продюсеры «Нарнии» – Адамсон поставил для Disney два первых фильма франшизы – «Льва, колдунью и волшебный шкаф» и «Принца Каспиана». Учитывая, что на третьем фильме серия захлебнулась, можно понять, что настоящим двигателем истории был подлинный художник во всех смыслах Эндрю Адамсон.