Ирина Муравьева: обаятельная и привлекательная. В День рождения Актрисы.

2016-02-09 | 00:37 , Категория видео


Авантюристка Людмила из фильма «Москва слезам не верит», обаятельная и привлекательная Надя Клюева и, конечно же, Нина Соломатина с хитом «Позвони мне, позвони» – страна знает и любит Ирину Муравьеву по трем ролям с промежутком в пять лет. Этого было достаточно, чтобы стать одной из главных комедийных русских актрис на все времена.

Круглое лицо в веснушках, русые волосы, нос картошкой - про таких говорят, мол, девочка миленькая, но далеко не красавица. Муравьева родилась в Москве в семье военного инженера. Детская любовь к стихам и театру определили выбор профессии - хочу в артистки.

На дворе 1966 год, конец Хрущевской оттепели. Путь к мечте лежал через поступление в театральный институт, других вариантов стать артисткой в те годы просто не существовало. Конкурс «в артистки» и сейчас большой, а в те годы конкуренция в любом творческом ВУЗе была просто запредельной, поскольку поступление давало шанс пожить какой-то другой, яркой и не очень советской жизнью.
Заявление подавали обычно во все театральные ВУЗы (так поступила и Муравьева), а потом все лето носились по экзаменам и, разумеется (так произошло и с Муравьевой), никуда не поступали. На следующий год снова подавали документы и снова не поступали. Однако Ирине повезло, на второй год ее все же взяли в Детский театр (нынешний РАМТ) - конкурс был меньше и только для москвичей.

Мечта стать артисткой исполнилась еще во время учебы. Ирину ввели в спектакли по пьесам Сергея Михалкова на роли мальчиков - уж больно типаж у нее подходящий. После окончания института она осталась в Детском театре, где прослужила почти семь лет. И хотя роли были, а один спектакль с Муравьевой более-менее регулярно транслировали по Центральному телевидению, до настоящей славы было далеко.

Почти сразу в ее карьере появилось кино, но фильмы были проходные, а роли маленькие, самая удачная - Сюзанна в «Чисто английском убийстве», вот только озвучила роль Ирины артистка Будницкая.

А еще был «Будильник», детская телепередача, в которой Муравьева появлялась в 70-х и 80-х годах.

Словом, артистка Муравьева к 30 годам вполне себе состоялась: кино, театр, телевидение, она была занята всюду, однако все еще оставалась нераскрытой, не было в ее послужном списке ни одной важной роли, в которой весь ее комедийный талант засверкал бы во всю свою мощь.

По легенде сценарий фильма Муравьевой сперва не понравился. Для режиссера Меньшова это вообще был только второй фильм в карьере, в общем, грандиозного успеха картины никто не ожидал. Однако фильм о судьбе трех девушек, в конце 50-х приехавших покорять столицу, получил премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, стал лидером советского проката и самой важной вехой в карьере Муравьевой.

Алентовой досталась главная лирическая роль Кати Тихомировой, которую обманул и бросил с ребенком на руках жених, но она таки сделала успешную карьеру и обрела счастье с обаятельным слесарем Гошей. Раиса Рязанова сыграла скромную Антонину и типичный жизненный сценарий женщины позднего брежневского застоя. Рязановой и досталось меньше всего славы.
По настоящему ударный выход был у Муравьевой. Роль, на самом деле, не очень большая, но зато каждое появление отчаянной авантюристки Людмилы, для которой жизнь как лотерея - это первоклассный комедийный номер.

Невысокого росточка, бойкая, внешне мало примечательная, но изо всех сил старающаяся выглядеть эффектно, дерзкая и хабалистая работница сферы услуг - Людмила в исполнении Муравьевой высмеивала коренные советские стереотипы: провинциальные девичьи мечты о покорении столицы и поиск выгодного жениха, убогий быт и манеру одеваться и вести себя, советскую сферу услуг и веру, что «все будет хорошо».

На следующий год после феноменального успеха «Москва слезам не верит» в прокат выходит очередной суперхит с участием Муравьевой - фильм от создателя легендарного Штирлица Татьяны Лиозновой «Карнавал».

Музыкальная комедия о провинциалке, которая приезжает поступать в театральный институт, проваливается на экзаменах, остается в Москве, меняет множество профессий, знакомится с красавчиком в исполнении Александра Абдулова, влюбляется, разочаровывается и, наконец, возвращается в родной город, вошла в десятку самых популярных фильмов года, имела блестящий телевизионный рейтинг, а Муравьеву признали актрисой года по опросам читателей журнала «Советский экран».

Это был уже второй опыт совместной работы для Муравьевой и Лиозновой, первая картина называлась «Мы, нижеподписавшиеся», вышла двумя годами раньше и, поскольку это была остросоциальная производственная драма, абсолютно комедийной Муравьевой просто нечего было играть, да и фильм получился так себе.

По правде говоря, «Карнавал» тоже не очень получился: и не совсем комедия, смешного до смешного мало, и музыкальные номера редкие и проходные, кроме одной суперудачи, которая с лихвой перекрыла все недостатки фильма.
«Позвони мне, позвони...» стала настоящей сенсацией. И хотя песню исполняла Жанна Рождественская, номер в фильме отыгрывала Муравьева - и вся слава обрушилась на нее. А год спустя фирма «Мелодия» все же выпустила пластинку со шлягером в исполнении самой Муравьевой.

Осенью 1985 года в прокат выходит третья и последняя большая и по настоящему успешная картина с участием Муравьевой – комедия «Самая обаятельная и привлекательная» Бежанова (режиссер) и Эйрамджана (сценарист).

Надя Клюева – советская офисная серая мышка. Уже за тридцать, а мужа нет. Сплошная общественная жизнь и никакой личной. Все меняется с появлением в ее жизни старой подруги Сусанны (замечательная Татьяна Васильева), социолога с большими амбициями. Сусанна предлагает Наде свою помощь, сводит с фарцовщиком, тестирует на ЭВМ и учит аутотренингу «Я самая обаятельная и привлекательная. Все мужчины без ума от меня...».

Вроде бы обычная романтическая комедия с далеко не самым замысловатым сюжетом (Голливуд такую продукцию ежегодно выпускает сотнями), фильм однако стал одним из лидеров отечественного проката 1985 года. Снятая на заре Перестройки, эта беззаботная комедия про поиск мужа удивительным образом передает атмосферу эпохи с ее фарцовщиками, армянскими анекдотами и тягучим офисным бездельем.
Никто уже не строит никакой коммунизм, в фильме прямо проговаривается, что нормально одеться можно только на черном рынке, фигурируют перекупщики концертных билетов, а частный интерес окончательный победил общественный: два главных мужских героя (отличное выступление Абдулова и Куравлева) напрашиваются в служебную командировку не потому, что горят на производстве и мечтают «освоить целину», а просто Куравлев захотел погулять от жены и ему нужен напарник.

И пусть роль Муравьевой не самая выигрышная - солирует все же Васильева, у нее самые ударные реплики - зато главная.

В начале 90-х с развалом советского проката кинокарьера Муравьевой, как и большинства советских звезд первой величины, фактически закончилась. Ей бы еще играть и играть, но играть было негде и нечего. И хотя количество российских картин, как ни странно, даже увеличилось, в большинстве своем это была жанровая поденщина самого низкого качества на темы, которые стеснялся поднимать советский кинематограф.

Одной из таких тем стал секс, а режиссером, ее эксплуатирующим, - бывший сценарист Анатолий Эйрамджан. В начале 90-х он выпустил какое-то немыслимое количество сделанных явно на коленке фильмов «про это». Муравьева снялась в двух: «Бабнике» и «Новом Одеоне». Одновременно с этим она с 1993 года перешла в «Малый театр», где много играла в постановках по пьесам Чехова, Островского и Льва Толстого.

В середине нулевых у прославленных советских артистов появился новый, относительно нестыдный источник заработка – отечественные телесериалы, которые именно в эти годы, чаще всего по западным калькам, стали лепить массово.

Один из таких сериалов – рейтинговый блокбастер «Не родись красивой» на телеканале СТС, – стал последним на сегодняшний день заметным появлением Муравьевой на экране: она исполнила роль Елены Пушкаревой, мамы главной героини сериала Кати. Больше про эту роль сказать нечего.

Одна из самых ярких русских комедийных актрис XX века, Муравьева явно не доиграла в кино. В ее карьере всего три больших запоминающихся роли, зато уже действительно всенародно любимых.