Ерёменко Николай Николаевич (младший)

2016-02-14 | 12:38 , Категория фото


Чтобы помнили!

Никола́й Никола́евич Ерёменко-мла́дший (14 февраля 1949, Витебск, Белорусская ССР, СССР — 27 мая 2001, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист РФ (1994).

Николай Еременко родился в День всех влюбленных 14 февраля 1949 года в семье известных белорусских актеров — народного артиста СССР Николая Еременко и народной артистки Белоруссии Галины Орловой.

Решение стать актером было принято Николаем без долгих колебаний, хотя он и побаивался, что фамилия может ему помешать. Однако, вопреки опасениям, фамилия (а вернее - отец) помогла ему поступить во ВГИК, в студию Народных артистов СССР Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Дело в том, что отец Николая, сыгравший свою первую значительную роль в фильме Герасимова "Люди и звери" (1962), хорошо знал Сергея Аполлинариевича и посоветовал сыну прочитать на вступительных экзаменах "Грозу" Николая Заболоцкого - любимое стихотворение режиссера. Благодаря этой маленькой хитрости Николай был принят во ВГИК, несмотря на некоторое противодействие со стороны Т.Ф.Макаровой, не желавшей брать еще одного "кинематографического" отпрыска.

В 1970 году Николай Николаевич окончил ВГИК, на "отлично" защитившись ролями Жюльена Сореля, Августина-Флоридора в дипломных спектаклях и ролью Алеши в фильме С.А.Герасимова "У озера" (1969), которая стала его "взрослым" кинематографическим дебютом.

После окончания ВГИКа Николай Еременко в 1971 году стал актером Театра—студии киноактера, а с 1976 года — актером студии имени Горького.

В 1972 году Еременко вновь сыграл в фильме учителя, снявшего мелодраму «Любить человека». В этой картине, а также в последовавших работах в фильмах «Горячий снег», «Исполнение желаний», «Возврата нет», «Ливень» и «Семья Ивановых» Еременко отступил от уготованного ему амплуа романтических героев. О своей работе над картиной «Горячий снег» актер рассказывал: «Достаточно долгое время кроме Герасимова, меня никто не снимал. Однажды у меня лопнуло терпение, и я решил взять измором режиссера фильма «Горячий снег», уж очень мне захотелось сыграть роль лейтенанта Дроздовского. Благодаря своему юношескому темпераменту я разогнал всех конкурентов, угрожая им физической расправой, если они сами не откажутся от роли. Да и режиссеру досталось от моего наглого натиска. В конце концов, он сдался и утвердил меня на роль. Получается, что дорогу к славе я пробивал наглостью».

В этих ролях Еременко «созрел» для того, чтобы сыграть Жюльена Сореля в пятисерийном телефильме «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля, поставленном Герасимовым.
Роль Жюльена Сореля принесла Еременко не только настоящую популярность и любовь зрителей (после выхода этого фильма на экраны актер получил первые мешки писем от восторженных поклонниц), но и закрепила за актером амплуа героя—любовника. Сам Еременко позже не раз признавался, что «Красное и черное» — его любимый фильм.

К концу 70—х на счету Еременко было немало картин, среди которых были драма «Трактир на Пятницкой», мюзикл «31 июня» и «Мятежная баррикада».

Но когда в 1979 году на экраны кинотеатров в СССР вышел первый советский боевик «Пираты ХХ века» — эффект был подобен взрыву. При этом первоначально режиссер фильма не хотел утверждать Николая Еременко на роль, считая, что зрители привыкли после «Красного и черного» видеть в нем героя—любовника, а не героя боевиков. Тогда Еременко снял рубашку, сделал сальто, и вид его рельефных бицепсов убедил режиссера. Позже Еременко рассказывал: «Моя внешность — это инструмент, на котором я играю. Это самое дорогое, что у меня есть. Значит, должен серьезно следить за тем, как выгляжу. Мне было бы просто стыдно обнажать бесформенное тело. Мужик должен чувствовать свои мышцы — от этого зависит его психологическое состояние, внутренняя сбалансированность. Конечно, какие—то усилия прилагать приходится, по утрам я делаю силовую гимнастику, плаваю в бассейне, на ночь пью кефир, кстати, замечательный напиток, здорово сжигает лишние килограммы! Но я ненавижу режим, поэтому могу легко на все это задвинуть, если на горизонте промелькнет какое—нибудь приятное времяпровождение. Вообще, все, что у меня есть — от Бога, таким я уродился, таким и живу. Наше поколение спортивное. В молодости я занимался многими видами спорта, и дзюдо, и карате, но не долго и не серьезно. Я все как—то успевал совмещать: и съемки, и спорт, и друзей, и девочек, и бессонные ночи… Я же актер, мне надо все про моих героев знать, а для этого надо все испытать на своей шкуре…главное, во время остановиться».

На съемках «Пиратов ХХ века» Еременко работал без дублеров. Он рассказывал: «Сейчас многие молодые актеры имеют хорошую спортивную подготовку, а в то время нам запрещали выполнять рискованные трюки. У меня же просто не было другого выхода, моя роль на 2/3 состояла из этих самых трюков, и если бы за меня это делал бы кто—то другой, тогда какой смысл мне было бы браться за роль. Съемки были на самом деле очень трудные: мне надо было нырять по семь часов в день, меня били, роняли. Один из трюков чуть не закончился для меня гибелью. Вы, наверное, помните сцену, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно не на корабль, а в воду в полуметре от судна, пытаюсь вынырнуть и чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Если бы в тот момент я растерялся, то на поверхность залива, где шли съемки, всплыла бы кучка фарша из актера Николая Еременко».

Фильм вызвал восторг у публики, раздражение критики и недовольство высокопоставленных деятелей комсомола и партии. Еременко рассказывал: «Наше государство довольно цинично себя вело — с одной стороны, зарабатывало на фильме бешеные деньги, а с другой считало своим долгом размазать его по стенке за «подражание Западу».

В 1980 году Еременко сыграл Меньшикова в фильме «Юность Петра», после чего снялся в приключенческой ленте «В поисках капитана Гранта» и сыграл еще несколько небольших ролей.

А в 1990 году актер снялся в исторической драме Виталия Мельникова «Царская охота», в которой сыграл графа Орлова, соблазнившего по приказу Екатерины Великой претендентку на российский престол княжну Тараканову, и отдавшего в руки палачей. Николай Еременко признавался, что ему была очень близка роль графа Орлова, и он очень хотел его сыграть.

В первой половине 90—х многие актеры мучительно переживали трудный период невостребованности после развала советского кинематографа. И Николай Еременко—младший решил сам заняться режиссурой. Он к юбилею своего отца он снял в 1996 году фильм «Сын за отца», в котором сыграл вместе с отцом — до этого вместе они не снимались.

В 2001 году вместе с Натальей Андрейченко Николай Еременко сыграл в фильме Дмитрия Астрахана «Подари мне лунный свет» и в картине Андрея Разенкова «Тесты для настоящих мужчин».

Одной из последних работ актера стала роль в сериале «Маросейка, 12», в которой Еременко сыграл роль бандита. В интервью он рассказывал: «Очень сочная получилась роль. И это первый раз, когда я решил что—то изменить в своей внешности. Такой кайф поймал, когда побрился наголо. Я очень редко что—либо изменял в себе. Ни разу в жизни не красился, никто не заставил меня это сделать. Мне всегда были куда более интересны внутренние изменения, нежели внешние. А тут накопилась такая усталость от своей внешности. Я просто видеть себя не мог, до тошноты… Отличная роль получилась».

Николай Николаевич Еременко умер 27 мая 2001 года в Москве. Похоронен рядом с отцом, в Минске.

Признание и награды
премия Ленинского комсомола (1980) — за создание образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство
Заслуженный артист РСФСР (25 марта 1983)
народный артист РФ (1 марта 1994) — за большие заслуги в области киноискусства
Лучший актёр 1981 года по опросу журнала «Советский экран» — за роль в фильме «Пираты XX века»