15 лучших кинематографических писателей

2016-02-18 | 12:37 , Категория фото


Кино неравнодушно к творческим людям, зрители любят следить за страстями, охватывающими жизнь ученых, спортсменов, актеров. Отдельного внимания удостаиваются писатели всех мастей, ведь любой режиссер подсознательно понимает, что именно в писательском таланте сценариста кроется успех любой будущей картины. Вместе с с порталом Film.ru мы пересмотрели множество картин и выбрали полтора десятка самых ярких экранных писателей. Приготовьте свои записные книжки, они научат вас владеть словом и пером.

Писатель – «Сталкер» (1979)



Начнем с отечественного мастера – безымянного Писателя из бессмертного «Сталкера» Андрея Тарковского. Герой Анатолия Солоницына в фильме – не отражение какого-то реально существовавшего автора, не проекция Стругацких на кинопленку, скорее Писатель в Зоне – символ творческого поиска, погружения в новые условия с целью пробудить вдохновение. Впрочем, в Зоне, дойдя до заветной Комнаты, Писатель не стал загадывать желание, он вернулся в мир, напитавшись энергией нового, непознанного. Писатель Тарковского – человек, ищущий и впитывающий найденное, образец для подражания для любого начинающего автора.



Джек Торренс – «Сияние/ The Shining» (1980)



В поисках вдохновения можно зайти далеко, главное при этом – не потерять человеческий облик. Школьный учитель Джек Торренс устраивается смотрителем отдаленного отеля, закрывающего свои двери на период зимы, чтобы получить несколько месяцев спокойствия и уединения, которые позволят ему закончить работу над романом. С собой он берет семью, но, всем на беду, сын Джека будит в отеле древнее зло. Как наиболее открытому внешнему миру, Джеку приходится тяжелее всего – отель в первую очередь овладевает разумом писателя и сводит того с ума. Джек Николсон, Стэнли Кубрик и Стивен Кинг – сумасшедшая смесь.



Бартон Финк – «Бартон Финк/ Barton Fink» (1991)



Легко любить писателя, который находится на пике своего успеха. А вы попробуйте воспылать светлыми чувствами к неудачнику, испытывающему тяжелейший творческий кризис. Великолепные братья Коэн подарили миру незабываемого Бартона Финка из одноименного фильма, и в него невозможно не влюбиться – в своей несостоятельности герой Джона Туртурро очарователен. Финку, слывущему одним из самых талантливых драматургов своего времени, приходится писать о рестлинге, спортивном шоу, в котором он ничего не смыслит, и погружение в спертую атмосферу непонятного коренным образом меняет мир писателя.



Кэтрин Трамелл – «Основной инстинкт/ Basic Instinct» (1992)



Если при упоминании слова «писательница» перед вашими глазами возникает образ Дарьи Донцовой, вам срочно нужно менять и литературный, и кинематографический репертуар. У настоящего поклонника кино писательницы ассоциируются в первую очередь со смертельно опасной психопаткой Кэтрин Трамелл из эротического триллера Пола Верховена «Основной инстинкт». Изощренный садистский ум этой особы породил сюжеты книг с такими ужасающими подробностями убийств, что двинуться на их почве немудрено. Впрочем, книги в этом фильме вторичны, на первом месте – знаменитая сцена допроса с пристрастием.



Рауль Дюк – «Страх и ненависть в Лас-Вегасе/ Fear and Loathing in Las Vegas» (1998)



Журналистика и публицистика – безусловно, совершенно отдельный пласт литературного искусства, однако мы взяли на себя смелость добавить в свой список лучших героя фантасмагории Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», ведь отнюдь не секрет, что Рауль Дюк – это сам Хантер С. Томпсон, писатель, автор едких статей и книг, полосующих окружающий его мир. Дюк, блистательно сыгранный Джонни Деппом, – ослепительный безумец, погрузившийся в наркотический трип, помогающий ему понять современную Америку. Вместе с героем и его спутниками зрители учатся подмечать главное в обычном – обязательное умение для писателя.



Вирджиния Вулф – «Часы/ The Hours» (2002)



От вымышленных персонажей отвлечемся на минуту в сторону реальных тружеников пера. Переносивший на большой экран роман Майкла Каннингема «Часы» режиссер Стивен Долдри столкнулся с серьезной проблемой – для того чтобы сыграть известную, но крайне неказистую британскую писательницу Вирджинию Вулф, ему требовалось согласие одной из самых красивых женщин Голливуда Николь Кидман. К счастью, внешний облик, и в особенности фирменный нос писательницы не отпугнули актрису, ей куда интереснее было погрузиться в яркий характер. И Вулф отплатила Кидман сторицей, за эту роль австралийская блондинка получила приз Американской киноакадемии.



Рамон Сампедро – «Море внутри/ Mar adentro» (2004)



Еще один реальный персонаж в нашей галерее героев – Рамон Сампедро, галисийский моряк, в 25 лет лишившийся возможности двигаться из-за травмы позвоночника и вынужденный три десятка лет бороться за право умереть по собственной воле, а не по прихоти природы. Алехандро Аменабар посвятил этому бесстрашному мужчине картину «Море внутри», в которой не только показал отношение общества и церкви к эвтаназии, но и сумел продемонстрировать чудо проявления таланта даже в самой невероятной ситуации – Сампедро в ситуации, когда любой другой просто погрузился бы в депрессию, активно общался с окружающими и стал автором двух книг – сборника писем и собрания стихов. При этом сей писатель никогда не держал в руках карандаш или ручку.



Морт Рейни – «Тайное окно/ Secret Window» (2004)



Не можем отказать себе в удовольствии еще раз упомянуть в нашем списке Стивена Кинга и Джонни Деппа. Две звезды пересеклись в экранизации книги «короля ужасов» «Тайное окно», где Депп сыграл Морта Рейна, писателя, погруженного в бесконечный ад творческого кризиса. Словно мало этого, Рейна начинает преследовать таинственный человек, обвиняющий Морта в плагиате. Незнакомец не просто угрожает писателю разоблачением, он буквально убивает всех тех, кто причастен к воровству его произведения, постепенно подбираясь к самому Рейну. Как и положено произведению Кинга, шокирующая концовка выворачивает сюжет наизнанку, а писателя из жертвы превращает в палача.



Карен Эйфелл – «Персонаж/ Stranger Than Fiction» (2006)



Практически любой фильм о писателях ставит литературного мастера на первое место, поэтому «Персонаж» Марка Форстера выгодно выделяется на фоне конкурентов. Главным героем картины здесь является не автор, а его герой – простой налоговый инспектор Гарольд Крик, который и не подозревает, что находится на страницах книги, а голос в его голове – это не психическое отклонение, а авторский текст писательницы Карен Эйфелл, придумавшей Гарольда. Крику, конечно, не очень нравится то, что жить он вынужден по указке посторонней дамы, но еще больше его возмущает желание Карен убить своего героя, ведь Эйфелл пишет трагедию.



Антон Праченко – «Домовой» (2008)



О том, как с погружением в тему писатель постепенно теряет почву под ногами и бывает унесен в бурные глубины океана страстей, рассказано немало, но для своего списка мы выбрали лишь один образец такого писательского хождения по «минному полю» – триллер Карена Оганесяна «Домовой». Его главный герой, писатель непритязательных детективов в мягкой обложке Антон Праченко, в поисках вдохновения натыкается на реального наемного убийцу, который не только рассказывает ему тайны своей работы, но и постепенно вовлекает в свою смертоносную преступную деятельность. В мгновение ока из наблюдателя Антон превращается в подопытного, а жизнь его отныне вечно будет висеть на волоске.



Писатель – «Призрак/ The Ghost Writer» (2009)



Герой Юэна МакГрегора в фильме «Призрак» Романа Полански не имеет имени, в отличие от героя Тарковского, не потому что является объединяющим для творцов символом. Наоборот, Писатель в «Призраке» никак не персонализирован, потому что является «литературным негром», мелкой сошкой, нанятой записать и привести в читабельный вид мемуары видного британского политика. В процессе работы перед «призраком» открываются бездны человеческого вранья, лицемерия и предательства, так что «пустым местом» в огромном доме бывшего английского премьера оказывается вовсе не писатель, а его наниматель.



Эдуард де Вер – «Аноним/ Anonymous» (2011)



И снова рассказ об авторе, который не имеет возможности свое произведение подписать собственным именем, а вынужден прикрываться подставным лицом. Речь идет об исторической мистификации Роланда Эммериха «Аноним», фильме очень необычном для режиссера, прославившегося своей страстью к разрушению мира. Впрочем, в чем-то влечение постановщика к деструкции присутствует и тут – «Аноним» призван развенчать миф о Шекспире. Литературоведы в пух и прах разбили теорию Эммериха о вельможе, писавшем прекрасные сонеты, но не имевшем возможности их публиковать со своим авторством, но не восхищаться ролью Риса Иванса они нам не запретят.



Скитер Филан – «Прислуга/ The Help» (2011)



Из викторианской Англии переносимся в Соединенные Штаты 1960-х. В разгар расовой сегрегации мало кто набирался храбрости писать об этом книги или газетные статьи. Прилежная белая девушка Скитер после окончания учебы в университете мечтает стать писательницей, но родители считают, что удел их дочери – семейное заточение в четырех стенах с мужем и кучей ребятишек. Протестуя против насилия родителей, Скитер сближается с чернокожей прислугой и начинает записывать рассказы об их нелегкой жизни. Увлечение девушки скоро перерастает в грандиозное исследование расизма, которое переворачивает мир вокруг писательницы.



Гил Пендер – «Полночь в Париже/ Midnight in Paris» (2011)



Где искать вдохновения, как не в любимом городе всех любленных – Париже! Герой мелодрамы Вуди Аллена «Полночь в Париже» Гил Пендер вместе с супругой отправляется в Европу в поисках помощи в написании новой книги. Темой очередного произведения Гил избрал богемную жизнь французской столицы 20-х годов прошлого века, и ответивший взаимностью Париж приглашает писателя в свое прошлое. Во время ночных прогулок Пендер оказывается в прошлом, где встречается со своими кумирами – Дали, Бунюэлем, Хемингуэем. Это ли не мечта любого автора – оказаться в мире своих героев и стать частью их жизни?



Памела Линдон Трэверс – «Спасти мистера Бэнкса/ Saving Mr. Banks» (2013)



Автора знаменитой на весь мир книги о Мэри Поппинс Памелу Линдон Трэверс трудно назвать симпатичным человеком, но этим она нам и приглянулась – героиня Эммы Томпсон из биографической трагикомедии Джона Ли Хэнкока «Спасти мистера Бэнкса» знает цену себе, своему произведению и усилиям, в него вложенным. Оттого-то миссия Уолта Диснея, лично взявшегося уговорить даму позволить экранизировать ее книгу, и выглядит невыполнимой. Да, к финалу Памела сломается и превратится в очередную женщину, не устоявшую перед обаянием Диснея, но в первой половине картины она ровно та писательница-дьяволица, которой боятся любые издатели и редактора.