Несколько тайн и легенд ВДНХ

2016-03-13 | 09:37 , Категория фото


Как бы ни называлось это легендарное место — ВВЦ или ВДНХ — оно и сегодня обладает особой энергетикой и хранит свои тайны.

"Золотые девушки"

Золотые девушки фонтана "Дружба народов", пожалуй, самый популярный объект ВДНХ. Бронзовые девушки, покрытые позолотой, олицетворяют, конечно, союзные республики, но девушек на фонтане 16, а республик СССР было 15.

Карело-Финская республика

Это несоответствие объясняется отпавшей Карело-Финской республикой. На фонтане это девушка с ёлочкой у ног. Убирать девушку не стали, так как фонтан бы мог утратить работоспособность после демонтажа.

Первоначально фонтан назывался «Золотой сноп», поскольку был призван отражать тему изобилия социалистического сельского хозяйства. Однако название «Дружба народов», которое он получил буквально накануне открытия, все же больше отвечало содержанию.

Интересно, что одеть девушек в золотой наряд было приказано самим Сталиным: «Что ж у нас, на дев наших и золота не найдется?

"Бункер"

Мало кто знает, но на территории ВДНХ до сих пор находится бункер. Расположен он прямо под домом дружбы народов. Его вместимость — 300 человек, в состоянии готовности в нём есть всё необходимое для автономного проживания в течение двух суток, есть комнаты отдыха, комната для хранения провизии, комната фильтрации воздуха, а также кабинет для генерального секретаря

Так выглядел дом "Дружбы народов" в 1939 году.

До 1971 года в бункере регулярно пополнялись запасы воды и провизии. За всё время существования бункера, им так никто и не воспользовался по назначению.

Сейчас бункер находится в ведении МЧС и приводится в состояние готовности за 6 часов. Интересно, что из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном. Именно поэтому скульптуру до сих пор не убрали.

"Памятник-матрёшка"

На месте ракеты, установленной у павильона "Космос", до 1951 года стояла огромная 25-метровая скульптура Сталина. Высота ракеты — 38 метров. Памятник Сталину был установлен на том месте, где изначально планировалось поставить памятник Ленину. Он стал одним из символов и даже был запечатлен во всех трёх кинофильмах о ВСХВ: «Подкидыш», «Светлый путь» и «Свинарка и пастух». Из двух последних, впоследствии, кадры были вырезаны.

Любопытно, что изначально, когда готовили статую, был создан небольшой макет для утверждения. Уничтожить форму рука ни у кого не поднялась, поэтому маленькую скульптуру заложили во внутрь большой. Такая вот была матрёшка. После развенчания культа личности, статуи были закопаны на территории ВДНХ.

"Круговорот названий" (На фото Петр Вениаминович Кивелиди)

Немного языковой мистики. До революции на той территории, где сейчас расположен ВДНХ(ВВЦ), был ВВЦ, а именно Волостной выездной цирк. Летом шапито уезжал на гастроли, а осенью возвращался в Москву. В народе говорили: "Вот приехал ВВЦ - будет праздник на крыльце!". В 1992 году, можно сказать, месту было возвращено название ВВЦ. Такая вот «игра слов». Ну, а 14 мая 2014 выставка вернула себе имя — ВДНХ. До конца XVIII века у ВВЦ не было своего постоянного места в Москве. Цирк разбивал шапито и у стен Китай-города, и на окраине Кожевенной слободы, и в Хамовниках. Только в 1794 году Высочайшим повелением и Циркуляром Московского градоначальника для "волостников" было определено постоянное место неподалеку от сгоревшей царской резиденции в Алексеевском. Злые языки того времени утверждали, что градоначальник Кивелиди тем самым выразил свое неудовольствие растущей популярностью крепостного театра графа Шереметьева. ВВЦ расположился "под самым боком у графа", менее чем в двух верстах от шереметьевской усадьбы Останкино.

От слов к "делу". (проект Олтаржевского 1936 год)

Существует достаточно распространённое мнение, что главный архитектор выставки Вячеслав Олтаржевский хотел создать не культурный, а оккультный центр СССР. Если посмотреть на план Олтаржевского, то можно увидеть, что площадь механизации напоминает солнце, а павильоны - девять планет. При этом постройки образуют православный крест.

План Олторжевского изменили, а самого архитектора осудили и сослали. В лагере известный архитектор проектировал одноэтажные бараки для заключенных. Он вернулся в Москву только через пять лет, в 1942 году. Есть версия, что это произошло благодаря письму, которое опальный архитектор написал Сталину. Вернувшись в Москву, он лично консультировал Сталина по строительству высотных зданий. Говорят, что архитектор больше ни разу в жизни не посещал своё творение — Выставку Достижений Народного Хозяйства, вплоть до самой смерти в 1966 году.

"Не курить!"

Со Сталиным связана ещё одна легенда ВДНХ. Во время строительства павильона "Грузия" генеральный секретарь приехал посмотреть на то, как идёт стройка. На территории стройки Иосиф Виссарионович решил закурить трубку. Подошедший охранник сказал Сталину, что курить в этом месте запрещено. Сталин молча убрал трубку. Достоверно не известно, какие чувства испытывал строгий охранник те несколько дней, пока к нему не приехали люди из Кремля. Ситуация разрешилась благополучно: охраннику вручили грамоту и денежное вознаграждение за хорошую работу.

"Профиль Троцкого"

Интересна история символа ВДНХ, памятника Рабочему и Колхознице. Известная скульптура была изготовлена в 1937 году для павильона на парижской выставке. Фигуры транспортировали в Париж, разрезав их на 65 составляющих и разместив их на 28 железнодорожных платформах.

Для сборки были направлены ведущие инженеры, слесари, монтажники, жестянщики и сварщики. Сборка скульптуры заняла 11 дней. Ей, кстати, восхищался Пикассо. Само создание скульптуры было очень непростым процессом. Мухина очень ответственно подошла к работе, постоянно вносила исправления, хотя сроки сдачи работы подходили к концу. Положение усугубляли доносы, которые писал директор завода Тамбовцев, обвиняя Мухину в саботаже.

Кроме того, в складках юбки колхозницы он узрел "профиль Троцкого". Вероятно, именно слухами о "профиле Троцкого" был вызван ночной визит Сталина. Осветив скульптуру фарами автомобиля и не обнаружив "профиля", он остался доволен. В 1947 году "Рабочий и колхозница" стала брендом отечественного кинематографа – маркой студии "Мосфильм".