Тайны Урала

2016-03-16 | 03:37 , Категория фото


Урал – природная граница между Европой и Азией. Эти земли хранят множество тайн, разгадать которые уже несколько веков пытаются как учёные, так и исследователи-любители. Это не полный список. Если у кого есть, что интересное, добавляйте!

Игнатьевская пещера

Игнатьевская пещера (известна также как Игната, Игнатова, Игнатиевская, Дальняя, Серпиевская, Ямазы-Таш) — крупная известняковая пещера на берегу реки Сим (приток реки Белая) в южной части Уральских гор близ села Серпиевка Челябинской области России. Впервые эта пещера была описана корреспондентом Имперской Академии наук Петром Рычковым в книге "Топография Оренбургская" в 1762 году. С этой пещерой связано множество легенд и преданий. Согласно одной из них здесь долгое время жил старец, отшельник Игнатий - по его имени и названа пещера. Здесь же он умер и был похоронен. Вокруг этой личности ходило немало легенд. По одной из них, это был не кто иной, как император Александр I, сменивший славу мира сего на тяжкий крест странничества. Другая легенда утверждает, что этот старец был никто иной, как великий князь Константин Павлович – брат российских царей Александра I и Николая I, в последние годы жизни предпочитавший уединение.

Но не этими легендами и преданиями знаменита сегодня Игнатьевская пещера. Славу пещере принесла одна из древнейших "картинных галерей" человека. В 1980 году группа археологов совершила здесь сенсационное открытие - в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14 тысяч лет назад, их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока геометрические символы. В эпоху палеолита, древний человек использовал ее (возможно) как святилище, храм.

Но жемчужиной этой пещеры является выдающийся из стены человеческий силуэт, расположенный в одном из дальних "залов". Местные считают это нерукотворным образом Богородицы и порой приходят к ней помолиться. Учёные склонны полагать, что этот образ был вырезан из известняка кем-то из живших здесь несколько веков назад, а его хорошее состояние - это заслуга микроклимата пещеры.

Игнатьевская пещера - памятник природы и культуры мирового значения. Филиал Ильменского заповедника с 1983 года.

Аркаим

Аркаим – одно из поселений "Страны городов", осколок древнейших цивилизаций человечества, открытой на юге Челябинской области совсем недавно - в 1987 году. Это укреплённое поселение Бронзовой эпохи было обнаружено совершенно случайно. Археологическая экспедиция под руководством С.Г. Баталова в июне обследовала место, планировавшееся под подстройку Больше-Караганского водохранилища.

Подобные открытия мирового значения случаются очень редко, раз в столетие. Территория считалась малоперспективной в плане находок, пока археологами не был замечен необычный для степи рельеф местности. Дальнейшие раскопки свели на нет все планы по строительству водохранилища, но открыли миру Аркаим. При раскопках было обнаружено поселение, состоящее из обводного рва, двух колец земляных валов, и центральной площади. Валы – это остатки мощных стен, сложных оборонительных конструкций, внутри каждого кольца - жилища, плавильные печи, ремесленные мастерские, хранилища для припасов. Эти города оригинальны, не похожи ни на какие ранее известные человеческие поселения.

До сих пор точно не установлено, какая из культур могла воздвигнуть это поселение и для чего. Однако группа ученых (к которым в академическом сообществе относятся с недоверием) уже несколько десятков лет пытаются навязать теорию арийского происхождения города и считают его "колыбелью человеческой цивилизации".

Перевал Дятлова

В феврале 1959-го года группа туристов из девяти человек ушла в третий лыжный поход, на тот момент самой высокой, категории сложности, к Уральским горам и не вернулась. Первую часть похода по долинам замерзших рек туристы прошли без приключений. Но на склоне первой же горы Холатчахль с ними случилась на первый взгляд таинственная и трагическая история, которая вот уже десятки лет порождает десятки версий гибели туристов. Погибли все девять туристов группы Дятлова.

По неизвестной причине во время ночёвки на склоне горы Холатчахль туристы сами разрезали и разорвали палатку в нескольких местах изнутри, вышли через эти разрезы и разрывы из палатки, спустились без тёплой одежды и обуви вниз по склону на 1500 метров и там все умерли через несколько часов то ли от замерзания, то ли ещё от каких-то причин. Три человека из группы туристов имели тяжелейшие, практически несовместимые с жизнью травмы, ещё один человек имел очень тяжёлую травму, у одной девушки не было языка и глаз, и все туристы имели многочисленные более мелкие травмы. На месте трагедии есть следы того, что дятловцы активно боролись с природными силами, ветром, снегом и морозом за свои жизни. Они ломали толстые ветки большого кедра, жгли костёр, рыли в снегу укрытия и в одном из укрытий сооружали настил или крышу из срубленных финским ножом молодых деревьев.

Трое из группы туристов пытались вернуться к палатке, но не смогли пройти или проползти эти 1500 метров вверх по склону, и их нашли в позах, соответствующих тому, что они шли или ползли в сторону палатки. Этих троих нашли по одному на расстоянии 1180, 1000 и 850 метров от палатки. Большое количество фактов, открывшихся на сегодняшний день, позволяет строить многочисленные догадки и развёрнутые версии о причинах гибели группы Дятлова. Палатка и все вещи в ней оставались на месте, нетронутыми и целыми, даже через три недели, когда место гибели группы Дятлова было обнаружено. Следов лавины найдено не было. Многочисленные профессиональные и непрофессиональные поисковики, местные охотники, следователи и прокуроры не обнаружили и следов нападения на группу Дятлова диких зверей, уголовников, местных жителей (манси), золотодобытчиков и других промысловиков, военных и спецподразделений, иностранных агентов, светящихся разумных шаров и инопланетян. Но...

Но в прошлом году Евгений Тамплон, член Русского географического общества, со своими единомышленниками заявили, что раскрыли тайну перевала Дятлова. По их версии " Это была либо ракета Р-7, которая активно испытывалась в то время. Либо так называемый проект "Буря" – это межконтинентальная крылатая ракета".
Напуганные дятловцы бросили палатку и кинулись бежать в противоположную от нее сторону – вниз по склону горы, подальше от места испытания (взрыва). Владимир Рыкшин, мастер спорта по альпинизму, путешественник: «В феврале снег от ветров превращается в жёсткую "катушку". Спуск темной ночью – это и так очень опасно, а люди в состоянии аффекта могли и получить травмы несовместимые с жизнью: переломы рук, ног, основания черепа".
Еще одна догадка в пользу техногенной версии катастрофы – дятловцы могли отравиться химикатами. Вещество, которое осталось в воздухе при взрыве, вызвало галлюцинации и полную потерю зрения, но даже в таком состоянии, студенты боролись за жизнь несколько дней...

Золотая баба

В России древнейшим письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой бабе.

Но предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в IX-ХII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой, в скандинавских сагах могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие её народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся по скандинавским сагам где-то неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежащей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

На старинных картах Московии, близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба». Иногда надпись сопровождает рисунок прекрасной женщины. Ей поклонялись обитатели Севера. Сибирский золотой кумир дразнил воображение, и путешествовавшие по Руси иностранцы охотно помещали рассказы о нём в свои книги.

Откуда же появилась золотая статуя на Пермской земле? По этому вопросу мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.
Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньи. Есть защитники и «христианского» происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что эта статуя Мадонны была выкрадена во время набега на один из христианских храмов.

Гора Азов

Много легенд и сказаний связано с этой горой, с тем, откуда у нее такое название. Самая известная легенда - это сказ про девку-Азовку и связана она с пребыванием на уральской земле Емельяна Пугачева. Одни говорят, что была у него в пещере горы жена - девка-Азовка. Другие, что был у него помощник Азов, с которым они обменивались костровыми сигналами. Пугачев стоял на Думной горе, а Азов - на Азов-горе. - Вторая версия говорит, что был храбрый разбойник Азов (у некоторых рассказчиков Айзин, у других Азин). У Азов-горы проходил торговый путь из Кунгура в Сибирь, по которому купцы часто возили драгоценные камни. И с двух гор Думной и Азов разбойники друг другу подавали сигналы, зажигали костры и таким образом сообщали, что идет купеческий обоз. Грабили купцов, а добычу бедным людям раздавали. Говорят, богатые люди за это и сгубили Азова. А в народе о нём добрая молва осталась.

- Третья версия связана с девушкой, живущей на горе Азов. Версии эти разделяются по тому, как попала туда эта девушка. В одном сходятся они, что красоты она была невиданной. Люди говорят, будто бы было у этих разбойников всё, чего только не пожелаешь, и золото и драгоценные камни, да не было у них добрых подруг. И выкрали они девушку у добрых людей. Назвали Азовкой по имени главаря Азова. Да поделить не могли - заточили в пещеру. Плакала она долго да не разжалобила их. По сей день текут слезы девки-Азовки - то родник возле Азов-горы.

Еще люди говорят, девка та - Азовка - была дочерью хозяина медеплавильных цехов Турчанинова. Сильно плохо жилось людям Турчанинова: работа тяжелая, платил мало. Ходили они к нему с жалобами да просьбами. А он смеялся только - "да что вы мне сделать-то можете, - обойдетесь". Вот работники и ушли в разбойники и выкрали у него любимую дочь.
Ещё одна легенда гласит, что красивая девушка "спозналась" с разбойниками. Носила им еду, питье. Полюбила главаря, ребенка его под сердцем носила. Узнали об этом ее родители и прокляли. Стала она жить в пещере с разбойниками. И живет та девка по сей день. Плохо ей там одной, без людей. Но и людям не любит показываться, боится. Но чтобы знали люди, что жива она, Азовка каждый вечер, как стемнеет, зажигает на вершине горы огонек. Многие люди видали тот огонек, девку искали, да не нашли.

- Четвертая версия - топонимическая. По предположениям исследователя Н.П.Архиповой, конфигурация скал, местами похожих на острый зубчатый гребень, дает основание полагать что "Азов" есть татарское слово "азау", что в переводе значит "зуб". По мнению А.К.Матвеева, это метафорический перенос с татарского "азау" - "коренной (зуб)". В других тюркских языках это слово еще переводится как "клык", "острие", "жало".

Народ Иткуля

Название самого озера, по распространенной версии, производится от башкирских слов ит – "мясо", кул – "озеро", и означает, "мясное озеро", т. е. "озеро, богатое рыбой". Однако такое объяснение не является убедительным. По другой версии, слово "иткуль" в древние времена звучало как "иккуль" или, если точнее, "ыййккуль", что может означать "священное озеро".
Впрочем, более правдоподобным кажется предположение, что в основе названия – тюркское личное мужское имя Иткол, широко распространенное прежде у башкир. Так могли именовать владельца, предводителя рода либо всю обитавшую здесь родовую группу.

Озеро очень красиво. На нем расположен оригинальный остров, состоящий из груды камней и валунов, который издали напоминает стадо коров, забравшихся в воду от зноя. Еще более обращает на себя внимание живописный Шайтан-камень (тюркское шайтан – "злой дух", "чёрт") – одинокая скала, стоящая в воде на значительном удалении от берега.

Шайтан-камень играл важную роль в жизни людей. Если лето выдавалось дождливым и небо закрывали тучи, на Шайтан-камне, чтобы вызвать солнце, приносили в жертву белого барана. Если же случалась засуха и надо было выпросить у бога дождь, на камне следовало зарезать черного барана.
Люди облюбовали это озеро еще 7000 лет назад.

Последние триста с лишним лет на озере живут башкиры. Но и до них на берегах кипела жизнь. Некоторые археологи даже утверждают, что существовал такой народ – иткульцы. 2700 лет назад они «возникли» и через четыре столетия пропали. Иткульцы были металлургами и кузнецами. Их время относится к раннему железному веку, но они являлись специалистами по меди и бронзе. На месте их городищ археологи находили металлургические печи (до трех десятков печей на одном месте), а также шлак, руду, тигли, литейные формы.

Обнаружив поразительное сходство бронзового оружия, которое ковали иткульцы, с оружием степных кочевников южных районов Урала, а также обилие лошадей в их стадах, что необычно для обитателей леса, археологи предположили наличие отлаженной системы рыночного обмена между северянами и южанами.

Большое моховое болото

На Малом Таганае одним из таинственных мест считается Большое Моховое болото, расположенное между северной оконечностью хребта Малый Таганай и южными предгорьями хребта Ицыл. Оно занимает площадь 36 кв. километров и размещается в огромной впадине тектонического происхождения.

Большое Моховое болото представляет собой подобие овальной чаши с длинной осью, по которой протекает река Большой Киалим. Именно на этой территории человеческая психика неадекватно меняется, происходит частичная потеря ориентации, из-за чего начинают плутать даже опытные лесники.

Людям здесь мерещится всякая чертовщина, которая настолько кажется реальной, что они принимают её за чистую монету. Скорее всего, такое происходит благодаря подземным газам, в смеси которых в основном содержатся метан и углекислый газ. Они выходят из мощного глубинного разлома, оказывая психотропное и токсикоманическое воздействие на организм человека. Рискующие бродить по болотным топям вольно или невольно подвергают себя отравлению и одурманиванию. В таком состоянии не мудрено встретиться с "летающими тарелками", зелёными гуманоидами, кикиморами, полупрозрачными субстанциями, снежным человеком.