Факты о Российской империи 2 часть

2016-03-17 | 03:37 , Категория фото


Некоторые факты о Российской империи

Продолжение http://fishki.net/1884334-fakty-o-rossijskoj-imperii.html?mode=profile:1044821:posts

1. Первый домашний холодилник был установлен в Зимнем дворце в 1911 году, в тот же год как они стали выпускаться

2. Российская империя производила электромобили

Первый русский электромобиль, 1899 год.

Инженер-железнодорожник Ипполит Романов разработал чертежи электрического кэба, который работал от аккумуляторов. Аккумуляторные батареи, предложенные Романовым, отличались более тонкими пластинами, чем батареи того времени. При этом расположить их предполагалось не вертикально, а горизонтально. К тому же они были гораздо легче более ранних аналогов – их вес был равен 30% от общей массы, а не 66%, как ранее.

Батареи располагались под салоном в специальном отсеке, водительское место находилось над ними. Электричество от аккумулятора поступало на 2 двигателя, которые приводили в движение ведущие колёса. Конструкцию двигателей придумал сам Романов. Совокупная мощностью двигателей была около 100 л.с., что значительно больше, чем у бензиновых авто того времени. Запас хода электромобиля составлял около 65 км, а заряд батареи держался четверо суток.

Электромнибус И.В. Романова у Гатчинского дворца 1900 г.

3. Компания Эриксон производила в Петербурге телефонное оборудование

Компания Эриксон (первые мобильные телефоны ежели кто уже не помнит и лучшие автоматические АТС в мире) работала в Петербурге.

Первая телефонная фабрика в Петербурге была основана Ларсом-Магнусом Эриковичем Эриксоном, для выполнения заказов Главного управления почт и телеграфов в 1897 г.

Первоначально фабрика размещалась на 20-й линии Васильевского Острова, потом для предприятия были приобретены участки на Выборгской стороне, и в 1899 г. было начато строительство. B 1905 г. фабрика стала обществом шведских и русских предпринимателей под названием "Русское акционерное общество Л. М. Эриксон и К". Много лет директором общества был русский инженер Л. И. Шпергазе, преподаватель Петербургского электротехнического института.

С началом Первой мировой войны фабрика перешла на изготовление военной аппаратуры.

После Октябрьской революции фабрика была национализирована и переименована в завод "Красная Заря", который продолжал выпуск телефонной техники. Ленин настоял, чтобы никто не подслушивал большевиков, ввести везде автоматические АТС, раньше там сидели "барышни", их набирали как в модельные агентства и понятно отчего революционные матросы так стремились занять телефон.

4. Николай Гаврилович Славянов изобрёл элекро-дуговую сварку металлов

Заявку на изобретение Николай Гаврилович Славянов подал 8 августа 1890 г . и вскоре получил привилегию на “Способ электрического уплотнения металлических отливок». В том же году он запатентовал и способ электрической сварки.

Высокую оценку изобретению Славянова в 1892 г . дала Четвертая электрическая выставка в Петербурге, наградившая изобретателя золотой медалью. В 1893 г . на Всемирной электротехнической выставке в Чикаго изобретателю «за дуговую электрическую сварку» была присуждена золотая медаль. Там экспонировался знаменитый славяновский стакан: обработанный в виде двенадцатигранной призмы с круглыми основаниями сплавленный из разных металлов брусок, высверленный внутри. Американцы-то полагали, что электрическая сварка непригодна для цветных металлов, шов получится очень непрочный. А спаивать цветные металлы с черными вообще нельзя. Вот Славянов и наварил своим способом разные металлы один на другой, чтобы посрамить неверящих.

5. Велосипед с педалями изобрёл русский, Дрезен всё же изобрёл самокат как не крути

Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уралец Ефим Михеевич Артамонов — крепостной Пожвинского завода Всеволожского. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса.

В 1801 г. Артамонов решил поехать в Петербург. Преодолевая трудности, Ефим Артамонов проехал на изобретенном им самокате от Урала до Петербурга. Из Петербурга выехал он в Москву. Артамонову пожаловали 25 рублей и дали вольную. Ефим Артамонов благополучно вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат.

6. Первый в мире электрический трамвай — изобретение инженера-артиллериста Фёдора Пироцкого — начал своё движение именно в Петербурге.

Первый в мире электрический трамвай — изобретение инженера-артиллериста Фёдора Пироцкого — начал своё движение именно в Петербурге. По случаю юбилея в 2005 году на городские улицы вышли сразу четыре ретро-вагона из музея городского транспорта. Они катали всех желающих по "Центральному трамвайному кольцу": через Троицкий мост, по Садовой улице, через мост Лейтенанта Шмидта, по Васильевскому острову и Петроградской стороне. Так трамвайная столица Мира отметила юбилей первого электрического трамвая.

Всё лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колёсам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всём мире "был двинут" (как писали в газетах) настоящий вагон конки с империалом. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.

Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет: "22-го августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра".

7. Противогаз изобрели в Российской империи

Работы над поглотителем Зелинский завершил июне 1915 года. Летом 1915 г. Зелинский провёл на себе испытания поглотителя. В одно из изолированных помещений центральной лаборатории Министерства финансов в Петрограде были введены два газа - хлор и фосген. Зелинский, завернув в носовой платок около 50 граммов размельчённого на мелкие кусочки активированного берёзового угля, плотно прижав платок ко рту и носу и закрыв при этом глаза, смог пробыть в этой отравленной атмосфере, вдыхая и выдыхая через платок, несколько минут.

В ноябре 1915 года инженер Э. Куммант разработал резиновый шлем с очками, позволявший защищать органы дыхания и большую часть головы.

3 февраля 1916 года в Ставке Верховного главнокомандующего под Могилёвым по личному приказу Императора Николая II были проведены показательные испытания всех имевшихся образцов противохимической защиты, как российских, так и иностранных. Для этой цели к царскому поезду был прицеплен специальный вагон-лаборатория. Противогаз Зелинского-Кумманта испытывал на себе лаборант Зелинского - Сергей Степанович Степанов. С.С.Степанов смог пробыть в закрытом вагоне, наполненном хлором и фосгеном более часа. Николай II приказал наградить С.С.Степанова за проявленное им мужество Георгиевским крестом.

На вооружение русской армии противогаз поступил в феврале 1916 года. Противогаз Зелинского-Кумманта также использовался странами Антанты. В 1916-1917 гг. Россия произвела более 11 млн. шт. противогазов Зелинского-Кумманта.

8. Менделеев - главный разведчик Российской империи

Чем знаменит Дмитрий Иванович Менделеев? Сразу вспоминается открытый им периодический закон, легший в основу периодической системы химических элементов. Еще могут прийти на ум его «Рассуждения о соединении спирта с водою», положившие начало мифу об изобретении ученым русской водки. Но Менделеев был одним из лучших русских разведчиков!

С разведкой связана «служебная командировка» Д.И.Менделеева во Францию в 1891 году, которая стала одной из самых результативных акций русской разведки того времени. В командировку эту Менделеев отправился официально — по поручению Морского министерства, с чисто гражданской целью: «ознакомление с работой крупных промышленных предприятий».

Французские власти любезно позволили гостю побывать на многих заводах химической технологии, в том числе на заводе бездымного пороха. Разумеется, на просьбу поделиться секретом его химического состава было отвечено категорическим отказом. (Тогда, в 1891 году, Россия и Франция еще не были союзниками, русско-французская конвенция заключена позднее, 15 (27) декабря 1893 года.)

Узнав, что к заводу бездымного пороха подведена специальная железнодорожная ветка, Менделеев тщательно изучил всю опубликованную статистическую отчетность о железнодорожных перевозках сырья и продукции на завод.

Полученные сведения о количестве доставленной на завод целлюлозы, серной и азотной кислот позволили Менделееву сделать правильные выводы о предполагаемом составе бездымного пороха, который в продвинутом, усовершенствованном варианте французского, начал производиться повсеместно.

9. Применение переменного тока на практике

Доливо-Добровольский Михаил Осипович (1862-1919), обычно указывается как изобретатель асинхронного двигателя. На самом деле русский инженер-электротехник, создатель вообще принципа и техники трехфазного электроснабжения, которую все приписывают разумеется Тесла (при всём моём к нему уважении).

10. Изобретение парашюта

Французы с восторгом приветствовали русского парашютиста, множество предпринимателей пыталось самостоятельно наладить производство этого спасательного средства. Уже в 1913 году за границей стали появляться первые модели парашютов, представляющие собой слегка модифицированные копии РК-1. Иностранные компании наживали на их выпуске огромные капиталы. Несмотря на давление русской общественности все чаще и чаще высказывавшей упреки по поводу безразличия к изобретению Котельникова, царское правительство упрямо стояло на своем. Более того, для отечественных летчиков была осуществлена массовая закупка французских парашютов конструкции Жюкмеса, имеющих крепление «в одной точке».

До изобретения парашюта пилотам выдавали револьвер, чтобы застрелиться до удара об землю или до того как сгоришь заживо от бензина.

11. Изобретение гусеничного хода и трактора

В 1837 г. Д. А. Загряжский создал «экипаж с подвижными колеями», т.е. на гусеничном ходу. В октябре 1837 г. получил на него патент.

В 1896 г. на Нижегородской выставке Ф. А. Блинов устроил для желающих регулярные катания на своем тракторе. Пассажиров сажали па платформу, которую цепляли к трактору, и пускали по пересеченной местности. Так как рессоры у машины отсутствовали, то впечатление от поездки было потрясающим в полном смысле слова. В 1879 г. он получил привилегию на «особого устройства вагон с бесконечными рельсами, для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». В 1888 г. Ф. А. Блинов приступил к постройке этого самохода с паровым двигателем. В 1889 г. первый в мире гусеничный трактор демонстрировался на Саратовской земской губернской выставке, а в 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде получил похвальный отзыв и грамоту «За трудолюбие».

12. Российская империя занимала в мировой экономике примерно то же место, что и современная Россия.

К началу XX в. Россия входила в 5 крупнейших по уровню экономического развития государств мира: США, Германия, Англия, Франция, Россия. По данным американского исследователя Р. Кеннеди к 1900 г. Россия занимала 4 место в мире по уровню мирового промышленного производства, ее доля составляла 9 %. При этом темпы роста российской экономики на протяжении длительного периода 1890 — 1914 гг. являлись самыми высокими среди всех 5 ведущих промышленных государств мира. После небольшого спада в 1914 г. - 1,3 %, в 1915 г. прирост составил 10,8 %, а в 1916 г. 10,2 %. В результате только в годы правления Николая II русская промышленность учетверила свою производительность.

Ускоренное развитие происходило не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Традиционно Россия являлась крупнейшей сельскохозяйственной страной мира и своими продуктами снабжала государства Европы. За 20 лет правления Николая II 1894 - 1914 гг. сбор урожая хлебов удвоился, вырос с 2 млрд. до 4 млрд. пудов. В 1913 г. урожай хлебов был на 1/3 выше, чем трёх других крупнейших сельскохозяйственных стран у Аргентины, Канады и США вместе взятых. Россия давала 1/4 мирового производства хлебов и занимала 1 место в мире по общему объему сельскохозяй-ственной продукции.

В царствование императора Николая II быстро росло благосостояние населения. Показателем этого стал демографический рост. За 20 лет население увеличилось на 50 млн. чел. (на 40%). Потребление основных продуктов выросло более чем в 2 раза. Вклады в сберегательных кассах выросли с 300 млн. в 1894 до 2,200 млрд. в 1913 г.

В 1913 один из самых крупных экономистов мира Эдмон Тэри по заданию французского правительства изучил состояние русской экономики и сделал вывод: «если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти также, как они шли с 1900 г. по 1912 г., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

13. Бесправие и бедность крепостных сильно преувеличена стариной Лениным-Ульяновым-Бланком

В России крепостное право практически возродил Пётр 1. Почти все государства Европы (кроме Норвегии и Швеции) прошли долгий период крепостного права. В Англии крепостное право закончилось для большинства населения к XIV в., хотя небольшая часть крестьян была зависима ещё до середины XVII в. Затем его заменили очень жёстким видом аренды земли и жилья, просуществовавшим до ХХ в. и практически не отличавшимся от крепостного права, отчего в Америке так много ирландцев и шотландцев. В США отменили рабство только через 15 лет после отмены крепостного права в России, а пережитки этого рабства (неполноправное положение негров) были в США ликвидированы, вообще, только в 60 гг. XX века. Но всем понятно, что называть США рабской страной неправильно, хотя этот институт сопровождал американцев на протяжении большей части их истории (кстати, рабами были не только негры, имелись и белые рабы).

В России далеко не все крестьяне были крепостными, их было чуть более половины крестьянства. Были в России целые провинции, по своей территории превосходившие целые европейские государства, где крепостного права не было вообще — Поморье, Сибирь. Характерно, что на вошедших в Российскую империю западных территориях процент крепостного населения был гораздо выше. Так в Прибалтике 85 % крестьянства составляли крепостные.
Последняя перед крестьянской реформой ревизия 1857 г. нашла в империи 62,5 млн. человек населения, из них крепостных крестьян было 23 млн. крестьян или всего 34 % населения. Таким образом, к моменту отмены крепостного права крепостных было меньшинство — 1/3 всего населения.

Права крепостных крестьян были ограничены по сравнению с другими группами населения, однако крепостной крестьянин мог быть истцом и свидетелем в суде, присягал на верность царю, имел право с согласия помещика переходить в другие сословия. В отличие от многих государств Европы (например, Польши, где убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию) законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. Убийство крепостного рассматривалось как тяжкое уголовное преступление. Соборное Уложение 1649 г. разделяет меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство крестьянина. В случае неумышленного убийства (в драке) дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. В 1834 - 1845 гг. в России было осуждено 0,13 % крестьян за неповиновение помещикам и 0,13 % помещиков за превышение власти над крестьянами.

14. Российская империя производила сигары

Самым крупным предприятием в дореволюционном сигарном сегменте считалась Гаванера. Полное его название тех времен Сигарная и Табачная Фабрика Бельгийского Анонимного общества Гаванера.

В 1910 году Гаванеру отметили на Всемирной выставке в Брюсселе, удостоив ее высшей награды Почетного диплома, а в 1911 году на промышленной выставке-ярмарке в Турине, где она также получила Почетный диплом.

15. Российская империя уже в 19 веке была одной из ведущих держав по количеству подводных лодок

Подводники Балтики в первую мировую войну одержали ряд убедительных успехов: 5 побед принадлежали И.В.Мессеру, который командовал подводными лодками «Кайман» и «Волк»; 2 победы одержал В.Н.Кондрашов (подводная лодка «Вепрь»), по одной победе было на счету у А.Н.Никофараки (подводная лодка «Крокодил») и у Р.К.Вальронда (подводная лодка «Аллигатор»). Общий счет: 9 судов, общим водоизмещением 20307 брт.

«Святой Георгий» совершила океанский дальний поход, продемонстрировав высокое мужество, профессиональное мастерство российских подводников, вписав тем самым золотую страницу в историю российского подводного плавания.

В период 1901-1917 гг. в состав Российского флота были введены 73 подводные лодки. По отечественным проектам было построено 34 подводные лодки, из них 32 подводные лодки по проектам И.Г.Бубнова, 16 подводных лодок на наших заводах были построены по зарубежным проектам и 23 приобретены у иностранных фирм. Задумываясь над тем, почему тринадцатилетний период (1904-1917 гг.) начальной истории подводного плавания был достаточно успешным и продуктивным, следует отметить, что он в это время возглавлялся талантливейшими организаторами, истинными профессионалами своего дела.

16. В Российской империи процветало точное машиностроение

Часы Буре были в дореволюционной России синонимом качества и точности. Поэтому сам русский император презентовал их отличившимся чиновникам, заслуженным людям и иностранным дипломатам.

Компания Буре выпускала как эксклюзивную продукцию, так и часы для массового покупателя. Цены на часы начинались всего с 2 рублей и достигали нескольких тысяч. Россия была одной из первых стран, где часы стали общедоступным товаром. После 1917 года фирма продолжала работать в Швейцарии под маркой Paul Buhre.

17. Глубокое замораживание продуктов разработано в Российской империи

М.Т Зароченцев был одним из основателей Московского холодильного комитета, написал несколько книг по специальности: "Холодильное дело" (Москва, 1911 г.), и считается «главным холодильщиком Америки», поскольку эмигрировал туда после революции и продвинул там ряд технологий, в частности глубокого замораживания продуктов.

18. Разработка мостовых ферм

Дмитрий Иванович Журавский – блестящий ученый и инженер, научные исследования которого и его практическая деятельность отличались смелостью и оригинальностью. В одной из своих речей он произнес следующие слова: «Чтобы сокровища, разбросанные на громадном пространстве, могли сделаться действительным достоянием народа, чтобы достигающее 100 миллионов население могло слиться в одну могучую массу, нужно много труда со стороны инженеров, требующего много знания и большой энергии. Да не устрашат нас ни горы с вершинами, одетыми снегом и облаками, ни глубокие и широкие реки, ни скалы, ни тундры!».

19. Наркоз

Летом 1847 года царская армия вела нескончаемую войну с горцами. Военно-полевые госпитали были переполнены. Хирурги сбивались с ног, они ампутировали руки, ноги по-живому. В лучшем случае несчастным давали выпить стакан водки.

8 июня того же года на кавказский фронт приехал доктор медицины Николай Пирогов. Не с пустыми руками, он привез с собой уникальное оборудование – новейшее средство от боли – эфирный наркоз. Это средство уже было испытано им на животных, на себе и на многочисленных людях.

В военно-сухопутном госпитале Николай Иванович провел первую операцию с применением наркоза. 14 февраля хирурги отмечают как дату революционного прорыва в профессии. Смертность на операционном столе уменьшилась в разы.

20. Первая в мире автоматическая телефонная станция

С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг в в 1898 году.