Комплекс «Президент-С»: зачем боевые ракеты хотят установить на все гражданские самолеты

2016-03-27 | 00:37 , Категория фото


С недавних пор самолеты первых лиц государства обеспечены системой, которая способна защитить воздушный лайнер от ракетной атаки в любой точке земного шара.

Речь идет о комплексе «Президент-С», который предназначен для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов от поражения авиационными и зенитными ракетными комплексами, а также зенитными артиллерийскими комплексами ПВО противника наземного и морского базирования.

Этот комплекс способен противодействовать ракетам класса «земля-воздух» и переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК). Комплекс автоматически обнаруживает пуск ракеты и активирует применение пассивных и активных помех в инфракрасных и радиодиапазонах, в результате чего нарушается работа систем самонаведения ракеты и происходит ее перенацеливание.



«Система "Президент-С" выполнена в виде блоков, которые могут размещаться как внутри, так и на внешних узлах крепления фюзеляжа, причем не только военных, но и гражданских вертолетов и самолетов, – говорит первый заместитель гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех») Игорь Насенков. – А сегодня в мире угроза ракетных атак для воздушных гражданских судов как никогда высока. За последние десятилетия в локальных войнах и конфликтах основная доля потерь самолетов и вертолетов приходится на их поражение ракетами ПЗРК с оптическими головками наведения.

Арабские революции привели к «расползанию» арсеналов ПЗРК этих стран среди мировых и региональных террористических и экстремистских организаций и группировок. И наш комплекс способен эффективно защитить любое воздушное судно от такого нападения. Именно поэтому наша разработка интересна иностранным партнерам, в том числе из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, гражданские самолеты которых летают по всему миру».



Комплекс «Президент-С» действительно вызвал большую заинтересованность на нынешнем аэрокосмическом салоне Dubai Airshow – 2015 в Объединенных Арабских Эмиратах. Впрочем, отечественные производители готовы наладить массовое производство этого комплекса именно для отечественных авиалайнеров, особенно тех, которые выполняют рейсы на наиболее опасных сейчас маршрутах, например на Ближний Восток.

Впервые комплекс «Президент-С», созданный кооперацией предприятий и организаций российского оборонно-промышленного комплекса во главе с ОАО «НИИ «Экран» (г. Самара) был показан широкой публике в июне 2010 года в Париже на международной выставке вооружений и военной техники Eurosatory-2010, где сразу вызвал большой интерес. В последующем основные элементы комплекса демонстрировались на авиационно-космических салонах «МАКС-2011», «Фарнборо-2012», «Париж Аэрошоу – 2013» и других выставках.



«Обкатка» «Президента-С» проводилась на российских военно-транспортных самолетах и вертолетах, да и сейчас этот комплекс эксплуатируется на Ил-76 и Ка-52. При этом он может работать без вмешательства пилота или оператора: система просто информирует пилота о ракурсе атаки, принятых мерах противодействия, а также об оставшихся средствах защиты.

Эффективность российской разработки подтвердили во время испытаний неоднократные обстрелы воздушных целей из российских ПЗРК «Игла», которые по эффективности превосходят американские «Стингеры». В числе испытуемых использовалась и мишень вертолета Ми-8, которая обстреливалась с расстояния в один километр. Несмотря на максимальное инфракрасное излучение со стороны мишени, все ракеты на подлете к ней уходили в сторону. Причиной этого стало лазерное облучение, создававшее в системе управления ракеты фантомную цель, которую ее электронный «мозг» принимал за реальную.



«Подобных средств защиты самолетов и вертолетов нам не хватало в Афганистане, – говорит депутат Государственной Думы, председатель Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич. – Тогда активно использовались тепловые ловушки, так называемые "отстрелы", которые были способны сбить с толку американские "Стингеры" и английские "Блоупайпы", которые использовали афганские моджахеды в борьбе с нашей авиацией. Но их эффективность была не всегда на высоте, не хватало именно радиоэлектронного компонента в средстве противодействия ПЗРК. Помните эпизод из кинофильма "9-я рота", когда над Баграмом ракетой сбивают самолет Ан-12? Это реальный факт. Пилоты использовали "отстрелы", но ракета поразила цель. Если бы тогда существовал комплекс "Президент-С", подобных трагедий в небе Афганистана удалось бы избежать».



Современные средства противодействия ракетному нападению включают в себя нечто большее, чем устаревшие методы устранения угрозы поражения (впрочем, тепловые ловушки по-прежнему стоят на вооружении). В них сейчас входят станции активных радиолокационных помех, которые подавляют РЛС обнаружения и наведения противника, а также управляемые ракеты с радиолокационными головками самонаведения. В системе широко используются методы цифровой обработки радиолокационных сигналов и формирования ответных помех. Таким образом, станция способна обеспечить защиту летательного аппарата в сложной радиолокационной обстановке при наличии угроз от нескольких одновременно работающих радиолокационных систем управления.

«Системы обеспечения безопасности воздушных судов президентского класса существовали и прежде, – говорит летчик-испытатель, пилот лайнера Ил-96 Герой России Сергей Кнышев. – Трудно оценить их эффективность, ведь атак на такие российские самолеты не было зафиксировано. Но потенциал нынешнего комплекса весьма высок и сопоставим с защитой боевых самолетов. Не хватает только ракет, но и они не нужны: гражданский самолет, оснащенный "Президентом", способен отразить как минимум террористическую атаку с применением ПЗРК».



К слову, защитой от ПЗРК возможности «Президента-С» не исчерпываются. В зависимости от поставленных требований они могут обеспечить защиту самолета от обстрела любым зенитным ракетным средством вплоть до американского зенитного ракетного комплекса «Патриот». Сейчас аналогичные «Президенту-С» бортовые комплексы защиты от ПЗРК установлены на всех боевых вертолетах и штурмовиках Су-25, которые применяются в авиационной операции против террористов ИГИЛ в Сирии. Судя по отсутствию потерь, весьма эффективно.