Мечи из "Властелина Колец"

2016-04-18 | 12:40 , Категория фото


В этом произведении мечей много, они разнообразные и вплетены в канву повествования

Клинки эльфийского изготовления. В фильме представлены две их разновидности. Первая - прямые мечи с листовидными клинками, позиционирующиеся как образцы староэльфийского оружия. К этой группе относятся "Жало" Фродо и "Гламдринг" Гендальфа.

Клинки в виде вытянутого листа подчеркивают возраст мечей - в истории листовидный клинок мы встречаем с 1500 до 450 года до нашей эры, когда они распространены повсеместно. Листовидность клинка вызвана желанием укрепить его в центральной части, поскольку клинки из бронзы и железа очень часто гнулись или ломались в этом месте.

"Жало" являет собой как раз реплику с одного из таких мечей (вероятно - греческого ксифоса) - короткий, 56 сантиметров в длину.

В данном случае мы видим более позднюю рукоять и крестовину, чем полагались бы. Меч предназначен в первую очередь для колющего удара.

Подобные клинки подходят пехоте, действующей со щитами в плотном строю, подобно греческой фаланге. Во времена, когда происходит действие фильма и книги, это оружие - чистый анахронизм для большинства воинов и подойдет разве что хоббиту, поскольку заменяет ему из-за роста полноценный меч. Но и в этом случае конструкция клинка ни чем не обоснована – сомнительно, что «Жало» было изготовлено из бронзы, а стальной клинок в подобном утолщении к середине не нуждается.

"Гламдринг" Гэндальфа по своим пропорциям - классический меч-бастард средней (121 см) длины.

Пожалуй, это самый необычный меч из всей киноэпопеи. При том, что его дизайн представляет собой дикую смесь элементов – крестовина с загнутыми дужками относится к небольшой группе «готических» мечей-бастардов XVI века, тяжелая удлиненная металлическая головка - к более ранним рубящим экземплярам с тяжелыми клинками, а листовидный клинок так и вовсе не имеет исторических аналогов, поскольку его утолщение смещено гораздо ближе к концу, «Гламдринг» являет собой полностью функциональное и правдоподобное оружие. Такому клинку вполне можно доверить свою жизнь.

Меч весит достаточно много из-за листовидного клинка, но большая головка его отлично балансирует, поэтому он вполне подходит для фехтования и удержания одной рукой. Смещенное к концу расширение клинка наводит на мысль об отличных рубящих возможностях клинка, однако одновременно уменьшает пробивную силу колющих ударов. Глубокий дол, придающий клинку жесткость и прочность, лишь укрепляет в этом суждении.

Таким образом, перед нами меч, подходящий богатому рыцарю, способный неплохо проявить себя и в пешем, и в кавалерийском бою (хотя в большей степени в пешем, нежели в кавалерийском, из-за утяжеленного конца), достаточно эффективный в промежуток между 1300 и 1370 годами.

Позже появляется латный доспех, против которого данная форма клинка неэффективна. Гендальфу из фильма крайне везет в том, что ему не приходится сражаться своим мечом с именно так одетыми гондорцами и урук-хай.

Вторую группу эльфийских мечей составляют кривые клинки сабельного типа – по замыслу дизайнеров они должны передавать типичный для эльфов изящный стиль боя, состоящий и круговых движений. Изогнутые клинки были избраны дизайнерами для того, чтобы показать, что у эльфов были совершенно отличные от человеческих, более элегантные приёмы боя. Эльфийский боевой стиль состоит из круговых движений, для которых лучше всего подходят кривые клинки. Полное отсутствие гарды также подчеркивает, что эльфы предпочитают не принимать удар «на крестовину», а склонный скорее к парированию вражеских атак.

Меч Арвен "Хедхафанг" являет собой смесь типично японского профиля клинка и типично сабельной рукояти пистолетного типа, изогнутой в сторону, обратную от клинка. Такими бывают мечи из Юго-Восточной Азии (к примеру, Таиланда), хотя они, как правило, короче (длина «Хедхафанга» - 97 см). А вот длинное незаточенное рикассо (примерно в длину рукояти) у такого типа мечей аналогов не имеет. Это необычайно интересная деталь, судя по всему, сделана для… захвата второй рукой за клинок. В результате оружие приобретает и хороший размер для кавалерийской схватки за счет длины рикассо, и имеет возможность двуручного хвата, которого лишены типичные кавалерийские сабли.

По предназначению «Хедхафанг», скорее всего, разделяет нишу с японской катаной и казачьей шашкой – достаточно универсальный клинок, имеющий неплохой рубящее-режущий потенциал.

Меч Халдира в общих чертах похож на «Хедхафанг», но имеет вдвое более длинную рукоять и у него отсутствует рикассо, поэтому он является достаточно историчным азиатским мечом, подходящим более пехотинцу, чем всаднику. В реалиях фильма этот меч не слишком востребован, так как орки одеты в сплошные кирасы и пластинчатые доспехи, с которыми этот меч справляется крайне посредственно. Однако он и не окончательно бессмысленнен – полных доспехов у них также не замечено, а режуще-подсекающие удары по конечностям орочье защитное снаряжение пропускает.

Легкие парные мечи по длине являются короткими мечами, но отсутствие гарды и яблока делают их по внешнему виду схожими с ножами. Длина лезвия примерно 56 см при общей длине 77 см. Рукоять имеет изгиб, что выделяет клинок среди остальных. Лезвие имеет двойной изгиб на манер латинской буквы S, но второй изгиб малозаметен. Лезвие сведено и заполировано - благодаря этому клинок облегчён, что дало смещение баланса к рукояти.

«Боевые мечи» эльфов Лориэна тоже смесь дальневосточного и ближневосточного стилей.

Точнее, это японское оружие «нагамаки» (меч, с увеличенной до длины клинка рукоятью, либо нагината с укороченным древком) - с клинком, обработанным под ранний ближневосточный профиль с широким долом, и изогнутой по-сабельному головкой рукояти. В реальности такое оружие не встречается, но, тем не менее, как и в случае с «Гламдрингом», оно вполне рабочее. Длинная – более 70 см, при общей длине оружия около 1.5 м – рукоять является замечательным рычагом, передающим на широкий клинок большое усилие. В результате меч (хотя скорее его можно отнести к своеобразным секирам) приспособлен к мощнейшим рубящим и режущим ударам, эффективен и на ближней, и на средней дистанции, допускает сильные удары рукоятью, но не пригоден к уколам.

Также имеет серьезный недостаток – техника владения им крайне сложна и вся ширина возможностей доступна только при действительно профессиональном уровне владения.

Рядовые эльфы несут типичные по клинку и нетипичные по гарде фальшионы или фальчион (falchion) — европейское клинковое оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой.

Наибольшую известность фальшион получил как дополнительное оружие английских лучников, видимо поэтому и стал оружием эльфов.

Меч короля гномов Торина «Оркрист», то есть «Грызущий орков».

Меч явно был вдохновлен греческим копис — это собрат ксифоса, еще один вариант древнегреческого меча. Название его, в переводе на русский, значит «рубить, отсекать». Другое название кописа (более современное и на латыни) — фальката или махайра. И использованы мотивы того же фальшиона.

В противоположность эльфийскому, представляющему собой смешение времен и стилей, оружие воинов Гондора – достаточно достоверно переданные клинки времен позднего средневековья. Таков, например, меч Боромира.

Пожалуй, некоторую историческую недостоверность ему придают лишь загнутые дужки крестовины. В остальном это типичный меч позднего Средневековья, который вполне органично смотрелся бы даже в витрине музея. Меч имеет длину 99 см, клинок, достаточно широкий у основания, переходит в тонкое колющее острие, вследствие чего прекрасно подходит и для рубящего удара, и для выпада.

Обычное оружие, идущее в паре со щитом и пригодное к использованию скорее пехотинцем, нежели конником, такие клинки были повсеместно распространены с XIII по XV век.

Если говорить о фильме, то именно такие мечи более всего соответствуют классу показанного защитного вооружения большинства народов – мордорских орков, урук-хай, самих гондорцев, и эльфов.

Сюда же относится и меч Фарамира, хотя он и ближе к бастарду – более узкий и несколько длиннее.

В целом, он похож на меч Боромира, но больше подходит коннику. Он тоже достаточно историчен, хотя его и портит форма оголовья, свойственная больше ранним мечам XI-XII века, и дужек крестовины.

Меч Арагорна (меч Бродяжника), с которым он начинал поход, пока не получил Нарсил – лишенный украшений меч-бастард, длиной 120 см, абсолютно целевое оружие, которое мог бы носить простой рыцарь или предводитель наемников. 91-сантиметровый клинок достаточно узкий, укрепленный широким долом и снабженный усиленным острием, вытянутая грушевидная головка, усилительное кольцо на обтянутой кожей рукояти, слегка загнутые и утолщающиеся к концам дужки. Меч достаточно легкий, чтобы действовать им одной рукой. Историческим аналогам соответствует абсолютно полностью.

Любопытной чертой является также дополнительный нож в чехле, прикрепленный к ножнам меча – обычай, который был в моде у ландскнехтов и других наемников.

Меч «Нарсил»/«Андрил», по-видимому, самое знаменитое оружие во всей трилогии о кольцах.

В «древние времена» люди и эльфы соединились в последний союз против чудовищного Саурона. Король Элендил из Гондора во время битвы у горы Ородруин был убит Сауроном, его меч «Нарсил» разломился на куски. Но одним из этих кусков Исилдуру – сыну Элендила – удалось срезать кольцо с руки Саурона, чем была свергнута его власть… и началась настоящая история о «кольце».

Во время войны за кольцо «Нарсил» восстанавливают. Обломки клинка сковывают вместе, и он в некотором смысле возрождается под названием «Андрил» («Пламя Запада»).

Сам Толкин описывает «Андрил» следующим образом: «… на его клинке как символ были выгравированы семь звёзд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун». В другом месте «Андрил» (по сравнению с мечом Боромира) описывается как длинный меч. Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия «Нарсила» (общая длинна 134 сантиметра), в общем, соответствует боевому мечу. Посеребренная монтировка в нижней части обтянута кожей и должна напоминать о стеблях и листьях. Ажурная головка имеет надпись на придуманном Толкином языке эльфов квенья, а также накладки из 24-каратного золота.

Вновь выкованный «Андрил», если не считать гравировки, точная копия «Нарсила». Здесь удалось уже несколько точнее воплотить замысел Толкина: на основании клинка выгравировано солнце, на доле выгравирована руническая надпись, прерываемая семью звёздами и заканчивающаяся символом месяца.

Надо отдать должное группе кузнецов, которые делали оружие для «Властелина колец» - они сделали все, чтобы оружие, откованное в «давние времена», таким и было. Нарзил/Андрил (далее для простоты – Андрил) – «боевой меч» (нем. Kampfschwert) XIII века, который по отношению к «современным» клинкам гондорцев действительно кажется старым. Термин «боевой меч» применяют немецкие хронисты для описания больших мечей-бастардов и ранних двуручных мечей для пехотного боя. Сам Андрил имеет длину 134 см, возится Арагорном (что совершенно исторически верно) у седла и, на мой взгляд, ближе все же к двуручному мечу, несмотря на довольно характерный для бастарда клинок. Меч тяжелый, рубящий, хоть и имеющий усиленное острие, приспособленное для сильного укола. Соответственно, головка меча тоже весьма утяжелена и занимает своей вытянутой частью половину рукояти (что опять-таки характерно скорее для бастардов). А вот очень широкие дужки крестовины с расширениями – уже скорее от двуручного меча.

Меч Теодена – Херугрим весьма характерен для всадника сармата или даже скифа. Рохан стилизован под очень раннее Средневековье – франков или под более ранее время сарматов. Для них характерны раздражающие многих кинокритиков «чешуйчатые доспехи» гридней-телохранителей короля, характерные для катафрактариев (катафрактов). Мечи тоже приведены в соответствие и весь комплекс наступательно-оборонительного вооружения говорит об отсталости по сравнению с отстоящем на тысячи лет вооружением окружающих.

Это типичная спата, достаточно тяжелое для одноручного оружие всадника, предназначенное для рубящего удара, просуществовавшая от скифов через иранцев к римлянам тысячу лет.

Меч Эовин несколько выделяется.

Во-первых, он имеет усиленное для укола острие, чего не бывает у ранних спат. И вообще профиль клинка у него ближе к позднесредневековому. А во-вторых, у него очень забавная головка в форме «грибной шляпки», как это называют в оружиеведении, характерная для мечей каролингского и меровингского типов ("мечей викингов"), предназначенных для боя в пешем строю со щитом, а не для конных южан. Однако предназначение в фильме – конная рубка.

Черные мечи назгулов тоже принадлежат к типу «боевых мечей», восемь из них вооружены клинками, показанными на картинке.

Длина около 130 см, широкие дужки, усилительное кольцо на рукояти. Головка достаточно странного, граненого типа. Клинки мечей явно времен позднего средневековья – у них не дол, а ребро, усиленный для укола конец. Самой интересной частью является ассиметричный клинок – исторического прототипа для него не существует, но тем не менее он достаточно реален. Лично меня утолщение меча у рукояти заставляет задуматься о том, что назгулам неплохо было бы использовать приемы «полумеча», когда одна рука лежит на клинке. Утолщение обеспечивает и некоторую опору, и позволяет бесбоязненно подставлять участок меча между руками под удары, не боясь что клинок не выдержит. И вместе с тем удобно орудовать более легкой передней частью.

Отличается от остальных восьми меч Короля-Чародея.

По своей компоновке он – классический датский меч-бастард эпохи позднего средневековья. Тут и загнутые дужки крестовины, и усиливающая трубка на рукояти, и незаточенное рикассо перед ней, и расширение клинка над рикассо, и характерные пропорции – меч имеет общую длину 139 см, из которых 38 приходятся на рукоять. Клинок с ребром, подходит и для укола и для мощного рубящего удара за счет длинного рычага рукояти. Возможны и действия в пешем строю как своеобразным коротким копьем, тогда одна рука перемещается на рикассо, а другая – на конец рукояти.

И ещё иногда горит.

Изготовлением всех этих замечательных мечей занимался кузнец Питер Лайон, который просеивал весь дизайнерский креатив через жесткое сито максимальной функциональности.

«Какой бы ни была придумка дизайнеров, — рассказал он, — какие бы «навороты» не родила их фантазия, я всегда пытаюсь сделать меч максимально достоверным именно в качестве оружия. И главный критерий здесь — пропорции оружия, его детали.

Вместе с Лайоном над реквизитом фильма работал художник Джон Хоу. Он возглавил работу целого отдела, на плечах которого лежало создание художественной концепции фильма.

Стоит упомянуть интересную подробность — Хоу занимается исторической реконструкцией Средневековой Европы, состоит в одном из самых серьезных объединений с мировым именем — «Рота Святого Георгия».

Так что фильму повезло: и кузнец и главный дизайнер ставили во главу угла историческую достоверность кинооружия.

Работа велась так. Сперва дизайнеры придумывали эскизы и делали картонные макеты оружия в натуральную величину. Затем передавали их Питеру Лайону, а тот обсуждал их с Хоу и остальной группой. Затем Питер приступал к их изготовлению.

«Все клинки, которые показывали зрителю крупным планом, изготовлялись из рессорной стали, так что будь они заточенными, я бы доверил им свою жизнь, — рассказывал Лайон и добавлял. что оружие специально «старили», дабы оно выглядело естественно. Это вполне соотносится с задумкой режиссера «Хоббита» Питера Джексона:

«У меня была единственная цель: я хотел достоверным и убедительным образом погрузить публику в фантастический мир Средиземья».