Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102

2016-04-22 | 12:40 , Категория фото


Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 разрабатывался по указанию президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва. Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041.

В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка».

ЗИЛ-4102 был создан в бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы.

В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова.

ЗИЛ-4102 был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041.

Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Оригинальный дизайн колёсных дисков был защищён специальным патентом.

На автомобиль ЗИЛ-4102 установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 объёмом 7756 см³ мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию.

За счёт уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд.

Расход топлива на 100 километров составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

В салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны. Охранник может ехать только спереди. В ЗИЛ-4102 вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырёх персон, включая водителя.

Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров.

Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева.

ЗИЛ-4102 имел электрические стеклоподъёмники, радиоприёмник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическую систему с 10 динамиками.

Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи.

Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.

ЗИЛ-4102 был заложен как проект в 1982 году, хотя окончательно концепция сформулировалась только в 1985-ом. Тогда подготовили подробное техническое задание на две модификации – 4101 (лимузин) и 4102 (седан), разница в длине которых составляла 46 сантиметров. И это был первый проект легкового ЗИЛа, который мог поступить в продажу. Пусть в не очень свободную – но всё же. Ведь под линейку 4101/4102 планировалось полностью переоборудовать производство, закупить новые станки и оснастку и делать машины не единицами в год, а сотнями или даже тысячами.

Новый легковой ЗИЛ должен был обрасти большим количеством модификаций и распределяться в соответствии с номенклатурным статусом потребителя – от простых версий для региональной партэлиты, до тяжёлого бронированного лимузина.

В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца автомобиля ЗИЛ-4102. Седан показали делегатам XIX партийной конференции. Первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство.

Почему же Горбачёву решили показать седан? По всей видимости, сыграл роль «ветер перестроечных перемен», ещё слабенький, но всё-таки осязаемый. ЗИЛовцы надеялись, что представление более скромного автомобиля ляжет в канву горбачёвской борьбы с бесплатной номенклатурной роскошью. Но не учли, что Михаил Сергеевич – живой человек и не всегда думает так, как говорит и делает. Его просто не впечатлил седан, лишённый имперской монументальности. И работы по автомобилю ЗИЛ-4102 были медленно свёрнуты.

До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка» с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 чёрного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь «морда» с фарами, облицовкой радиатора и бампером.

В период существования СССР на ЗИЛе сформировался уникальный коллектив конструкторов представительских автомобилей, была создана своя школа, однако, тяжёлое положение на заводе в начале 1990-х не позволило продолжить разработки легковых автомобилей.

Технические характеристики ЗИЛ-4102:

Кузов — четырёхдверный седан
Компоновка:
двигатель — спереди
ведущие колёса — задние
Максимальная скорость, км/ч — 190
Двигатель — ЗИЛ-4104, бензиновый, карбюраторный, V-образный
число цилиндров — 8
объём двигателя — 7756 см³
число клапанов — 16
расположение — верхнее
мощность, л.с/кВт — 315/231,8 при 4600 об/мин
Коробка передач — автоматическая трехступенчатая (первая передача — 2,02, третья — прямая, главная пара — 3,6)
Подвески:
передняя — независимая, на продольных торсионах задняя независимая, пружинная
Тормоза — гидравлические, с вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями
спереди — дисковые
сзади — дисковые
Электрооборудование — 12 В
Размер шин — 9.35-15