7 самых известных ролей Михаила Кононова. В День рождения актера

2016-04-25 | 21:39 , Категория фото


Михаилу Кононову вечно доставались роли смешных и трогательных парней. Добрых, наивных, немного не от мира сего. Но именно они, несмотря на всю свою нелепость внешнюю детскость, оказывались в трудный момент настоящими героями! Ну или хотя бы теми спутниками, на которых главный герой мог положиться. Таков и Алеша в «Огне брода нет», и Павлик в «Начале», и Яшка в «Финисте Ясном соколе», и Консель в «Капитане Немо».

Алексей Бычков в «Начальнике Чукотки» (1966 год).

26-летний Михаил Кононов ярко сыграл молодого большевика-идеалиста Алексея Бычкова. Бычков, писарь ревкома, сопровождал на Чукотку комиссара, да вот беда, тот умер в дороге. Пришлось парню брать власть на себя, защищать чукчей от купцов-барыг, гонять американских браконьеров, отстреливаться от недобитых белогвардейцев. Не обошлось и без искушения золотым тельцом, но Бычков привозит все деньги в Петроград, чтобы строить для чукчей настоящий социализм – с баней, электричеством и планетарием. Этот фильм сделал Кононова узнаваемым актером. Кстати, Чукотку режиссер Виталий Мельников снимал в горах Хибины (Мурманская область).

Саня Малешкин из «На войне как на войне» (1968 год).

Герой Кононова - младший лейтенант, свежеиспеченный выпускник офицерского училища, получает под командование самоходку. Все члены ее экипажа старше и опытнее молодого командира. Фильм – своеобразная педагогическая поэма: то Малешкин воспитывает экипаж (выливает водку, обезвреживает гранату и прочее), то экипаж воспитывает Малешкина. Но поэма эта разворачивается в военных декорациях. И в свой первый бой младший лейтенант оказывается на самом острие атаки немецких «Тигров». Впрочем, в отличие от главного героя одноименной повести Виктора Курочкина Малешкину удается выжить. Кстати, в этом фильме впервые прозвучал песня «На поле танки грохотали».

Нестор Петрович Северов из «Большой перемены» (1972 год).

И снова педагогическая поэма, только в мирных условиях. Провалившись при поступлении в аспирантуру, герой Кононова идет работать учителем истории в школу. Да только школа-то вечерняя, поэтому все ученики - ровесники Нестора Петровича, а то и старше его. Найти с ними общий язык непросто. Но Северов сумеет стать для них другом и наставником. Более того, он воссоединяет семью Ганжи (Збруев и Богунова), пробуждает рабочую солидарность в Петрыкине (Ролан Быков), мирит с отцом Нелли Ледневу (Крючкова и Леонов), спасает Федоскина (Кузьменков) и, наконец, возвращает свою Полину (Гвоздикова). Светлая, лирическая комедия, без ненужного надрыва рассказывающая об учительском труде, стала визитной карточкой Кононова, его самой популярной ролью. Но «как это часто не совпадает», сам актер этой славой тяготился, не видя в образе Нестора Петровича ничего особенного. А вот сценарий ругал неоднократно. Например, в своих мемуарах он писал так: "В многосерийке "Большая перемена" был собран весь цвет четырех поколений актеров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О "Большой перемене" много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним".

Яшка-писарь в «Финисте-Ясном Соколе» (1975 год).

Опять Кононов играет писаря, да только непростого, а из богатырской дружины – в кольчуге да при мече. И хоть главный герой здесь витязь Финист, шалопай Яшка играет в сюжете роль очень важную, став надежным спутником Аленушки в ее поисках любимого. Кстати, у Вячеслава Воскресенского, сыгравшего в этом фильме главную роль, в отличие от Кононова кинокарьера так не сложилась.

Охотник Аким из «Таежной повести» (1979 год).

Они сошлись, вода и пламень, стихи и проза, лед и камень. Так можно охарактеризовать встречу таежного охотника-промысловика Акима и московской барышни Эли, волей судеб занесенную в зимнюю тайгу. Опытный, матерый лесовик Аким стал для гламурной, как бы сейчас сказали, москвички врачом, кормильцем, проводником и любимым человеком. Вот только любви этой капризная Эля дает проснуться слишком поздно. Роль Акима в мелодраме о пробуждении чувств в зимней тайге стала одной из лучших в творческом багаже Кононова. Но фильм режиссера Владимира Фетина по повести Астафьева, слишком раскованный и чувственный для своей эпохи, явно остался недооцененным. Его и в советские времена показывали редко (в СССР ведь секса нет), да и сейчас крутят по ТВ нечасто.

Космический пират Крыс из «Гостьи из будущего» (1984).

Редкий случай, когда Михаил Кононов играет злодея. Чудеса актерского перевоплощения налицо в прямом и переносном смысле: обаятельная улыбка Кононова превращается в гаденькую улыбочку Крыса, добрый взгляд становится колючим и цепким. Пират Кононова при всей своей хлипкости казался куда более серьезным противником, чем его тучный напарник Весельчак У (Вячеслав Невинный). В общем, при виде такого противника действительно становилось страшно за Алису и ее друзей.

Фома из «Андрея Рублева» (1966 год).

Своей лучшей ролью сам Михаил Кононов считал Фому, ученика Андрея Рублева из великого фильма Тарковского. Роль второстепенная, но именно она, по словам Михаила Ивановича, принесла ему признание в профессиональных кругах. Кстати, Кононов снялся в этом фильме в том же году, что и в «Начальнике Чукотки». Но фильм Тарковского положили на полку на 20 лет, если не считать ограниченного проката в 1971 году.