7 ролей Андрея Панина. В День рождения Актера

2016-05-28 | 09:37 , Категория фото


Андрей Панин считал, что воплотить негодяя, особенно великого – большая удача: «…это проще, т.к. масса негативных, аморальных вещей роится в каждом человеке. Любопытно рассматривать, насколько он может позволить себе не быть «тварью дрожащей», переступить...».
Его ролей значительно больше. Данный пост не претендует на объективность,это просто вгляд, личная оценка. Потому добавляйте свои любимые фильмы, с участием Андрея Панина

Сериал "Бригада", реж - Алексей Сидоров (2002), Роль - опер Каверин

В 2002-м году на экраны вышел 15-серийный фильм "Бригада", который подвел черту под лихими 90-ми в России. История про бандитские разборки, настоящую мужскую дружбу, любовь и кровь получила огромную популярность и стала без преувеличения культовой. Слава пришла и к актерам - Сергею Безрукову, Екатерине Гусевой, Дмитрию Дюжеву, Павлу Майкову и, конечно, Андрею Панину.

Сам Панин, между прочим, сериала целиком не смотрел: "Чукча не читатель, чукча - писатель! Это же ужасно долго!" - отшучивался он.

Главные герои в исполнении Сергея Безрукова, Дмитрия Дюжева, Владимира Вдовиченкова и Павла Майкова - друзья детства, обычные парни каждый со своими мечтами и целями, которым жизнь диктует свои условия. Решив, что "не стоит прогибаться под изменчивый мир", они со временем становятся настоящей "бригадой" - одной из самых влиятельных криминальных группировок.

Андрей Панин сыграл в картине роль Владимира Каверина по прозвищу "Володя-опер" - оборотня в погонах, который действует теми же способами, что и "темная сторона", и волею обстоятельств становится деталью другого механизма - не того, что закручивает гайки, а того, что их отвинчивает.

Когда Саша Белый (Сергей Безруков) переходит ему дорогу, тот сначала подбрасывает ему пистолет, а потом пускается во все тяжкие и не гнушается шантажировать и убивать неугодных людей. В противоположность "благородным бандитам" Каверин - настоящий подлец.

"Мне на это глубоко наплевать, - отвечал Панин в одном из интервью на вопрос, каково ему все время играть столь гадких персонажей, - Ну представьте себе - а если бы Аль Пачино на подобные вещи реагировал?"

"24 часа", реж - Александр Атанесян (2000), Роль - Лева Шаламов

В одной из первых заметных киноролей - бандита Левы в криминальном боевике Александра Атанесяна "24 часа" - Панину удалось воплотить образ этого типичного "антигероя нашего времени".

Ослушавшись предупреждения, профессиональный киллер Феликс (Максим Суханов) выполняет дорогостоящий заказ, поступивший к нему от "профсоюза киллеров". Но предупреждение было серьезным, и его коллеге Леве (Андрей Панин) придется разобраться с Феликсом.

Любовь Аркус и Дмитрий Савельев в своей статье "Герой нового времени" в журнале "Сеанс" писали: "В криминальном триллере "24 часа" вроде бы неприметный Лев, человек со снулыми глазами, замыкал поле фильма на себя, потому что здесь героем был именно он. В нем заключались авторское послание и главный авторский интерес. Лев больше не ведает добра и зла, забыл про те органы чувств, которыми они распознаются. Ему что собратья по убойному бизнесу, что менты, что братки - без разницы. В отличие от Феликса в исполнении Максима Суханова, романтического героя, бунтаря без причины, наш - без претензий. Никакой аффектации, никакого вызова миру".

"Свадьба", реж - Павел Лунгин (2000), Роль - Гаркуша

Как и в большинстве фильмов, в "Свадьбе" у актера - не главная роль, но именно его герой - Гаркуша, приятель жениха - является движущей силой картины. Однажды Панин на вопрос "Если бы не стали актером, то кем были бы?" пошутил - жуликом. И образ плута, хитреца и афериста Гаркуши идеально подошел ему.

В основе сюжета, по словам самого режиссера, "простая житейская история: жить не на что, а жениться хочется". Так и Мишка Крапивин, работающий на шахте в городке Липки Тульской области, решил жениться на любви своего детства Тане, вернувшей из Москвы в родной город, - но растратил отложенные на свадьбу деньги, не без помощи приятеля Гаркуши, который, попытавшись исправить ситуацию, втянул жениха в криминальную аферу.

Как писал в журнале "Сеанс" кинокритик Игорь Манцов, "он многократно заваривает кашу, и он же энергично ее расхлебывает. Как и положено, все "низкое", неприглядное вокруг героя и в нем самом в результате обращается в "высокое". Психофизика Андрея Панина идеально подошла Лунгину, а может быть, даже подсказала режиссеру вектор движения - в сторону фольклорной архаики".

"Сволочи", реж - Александр Атанесян (2006),Роль - Подполковник Вишневецкий

В фильме по повести Владимира Кунина актеру досталась одна из главных ролей - подполковника Вишневецкого. Действие картины происходит во время Великой Отечественной войны. Вишневецкого, бывшего спортсмена и высшего военного руководителя, отбывающего наказание по расстрельной статье, ставят перед выбором: либо смерть, либо выполнение задания на благо Родины. Герой Панина выбирает второе и отправляется на секретную базу в горах, где он вместе с товарищем (Андрей Краско) за короткое время должен подготовить диверсионную группу, состоящую из подростков - беспризорников, а потом отправить их на смерть.

Суровый подполковник, которому после сталинских лагерей не страшен и сам черт, изо всех сил пытается не думать о том, что этих "сволочей", натворивших немало в свои 14-15 лет, он обязан бросить в самое пекло к фашистам. Но, вложив в них частичку своей души, став для них наставником и, в какой-то степени, отцом, думает о них, лишь как о детях, которых самолично отправляет на смерть, пусть и сделав для них все возможное. "Андрей Панин - самодостаточная актерская единица, исправно функционирующая в любых обстоятельствах и волшебно превращающая в правду любую туфту, к которой она прикасается. Андрей Краско, играющий душевного кладовщика дядю Пашу, в этом смысле ничуть не хуже, и разница между ними в "Сволочах" заключается только в том, что Панин представляет глубинную, выстраданную, своеобразную доброту, тщательно замаскированную внешней жестокостью, а Краско - человечность, почти ничем особенно не прикрытую", - писала об этой роли кинокритик Лидия Маслова.

Сам актер признавался, что на съемках старался держать дистанцию с юными актерами и оставить советы для режиссера - актер даже жил отдельно от команды.

Фильм "Сволочи" вызвал в кинематографических кругах неоднозначную реакцию. Многие сочли его клеветой на силовые структуры Советского союза и обвиняли в принижении роли советского народа в ВОВ, а режиссер Владимир Меньшов даже отказался вручать картине премию "Кинонаграды MTV 2007", заявив: "Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну".Против экранизации выступил и писатель Владимир Кунин, заявивший, что сюжет его повести был искажен.

Андрей Панин же от оценок отказывался: "Жизнь гораздо фантастичнее любого вымысла. Я сам не раз переживал такое, на что при пересказе люди реагируют однозначно: "Да ладно, такого не бывает!" А по поводу историков… Да бог его знает!"

"Преступление и наказание", реж - Дмитрий Светозаров (2007), Роль - Порфирий Петрович

Экранизация романа Федора Достоевского была давней мечтой режиссера Дмитрия Светозарова, чьи первые шаги в кино были связаны с творчеством писателя. По словам режиссера, работая над 8-серийным фильмом, он пытался максимально точно отразить источник, несмотря на то что роман "абсолютно не кинематографичен".

Если с поиском натуры у съемочной группы были проблемы, то с выбором актеров вопросов не было изначально. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой артист Владимир Кошевой, Соню Мармеладову сыграла Полина Филоненко, да и с Порфирием Петровичем режиссер определился задолго до начала съемок. "Я не представляю другого Порфирия Петровича на современной российской сцене или на экране, как не Андрея Панина", - говорил Светозаров.

Сам Панин за несколько лет до съемок в "Преступлении и наказании" в интервью рассказывал о любви к изображению отрицательных или, по крайней мере, неоднозначных персонажей. "Это проще. Масса негативных, аморальных вещей роится в каждом человеке. Любопытно рассматривать, насколько он может позволить себе не быть "тварью дрожащей", переступить", - говорил Панин.

Первая серия фильма вышла 3 декабря 2007 года на Первом канале. Критики восприняли сериал неоднозначно: кто-то хвалил режиссера за бережное обращение с романом, другие, наоборот, остались недовольны теми отступлениями от книги, которые Светозаров все-таки себе позволил. "В фильме отсечен финал, стало быть, отсечено покаяние. Мы, телезрители, расстаемся с тем Раскольниковым, который чувствует себя правым и глубоко оскорбленным. И всю свою вину видит только в том, что не вынес тяжести смертоубийства и сделал явку с повинной", - писал Юрий Богомолов, который в то же время отметил, что режиссер "с ног на голову роман не поставил".

"Высоцкий. Спасибо, что живой", реж - Петр Буслов (2011), Роль - Анатолий Нефедов, врач

В нашумевшем фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой", где знаменитого барда, страдающего от наркозависимости, играет до неузнаваемости загримированный Сергей Безруков, Панину досталась роль личного доктора музыканта.

Большинство персонажей в фильме были выдуманными и собирательными образами, хотя и перекликались с реальными людьми, рассказывали создатели фильма: так, в образе девушки Высоцкого в исполнении Оксаны Акиньшиной, есть что-то от подруги барда Оксаны Афанасьевой, хотя внешнего сходства нет, а лучший друг Сева Кулагин (Иван Ургант) имеет в прототипах сразу нескольких людей.

В отличие от них у персонажа Панина, врача Анатолия Нефедова, есть конкретный прототип - Анатолий Федоров. Вместе с Высоцким, который отправляется на гастроли по Средней Азии, врач летит в Бухару. Нефедов - фигура неоднозначная: всегда рядом с музыкантом, но не хочет брать на себя ответственность за жизнь знаменитости, когда у того случается приступ, вынуждает рисковать подругу барда и везти ее наркотик из Москвы, сам при этом не желает оказаться замешанным в преступлении.

"Орда", реж - Андрей Прошкин (2012),Роль - хан Тинибек

Один из последних фильмов с его участием - лента "Орда" Андрея Прошкина, номинированная на очередную премию "Ника".

В картине, собравшей пять наград премии "Золотой орел", Андрей Панин изначально пробовался на главную роль митрополита Московского Алексия, который, по сюжету, совершает поездку в столицу Золотой Орды, чтобы вылечить ослепшую ханшу Тайдулу, мать Джанибека и Тинибека. Против того, чтобы актер сыграл митрополита (его в итоге сыграл Максим Суханов), выступила Русская православная церковь. "Резюме звучало приблизительно так: "При всём уважении к Андрею Владимировичу Панину у него слишком монгольский разрез глаз", - признавался актер в интервью "Аргументам недели".

В итоге Панину досталась маленькая, но яркая роль ордынского хана Тинибека. В самом начале фильма хан веселится на пиру, издевается над римскими послами, заставляя есть мясо из его рук. Но очень скоро Тинибека ждет наказание в духе жестокого времени - хан умирает, задушенный братом Джанибеком в борьбе за власть. Андрей Панин тщательно готовился к этой роли: учил близкий к ордынскому балкарский язык, на котором говорят в фильме, каждый съемочный день начинался со сложнейшего грима.

Андрей Панин был номинирован на "Золотого орла" за роль в фильме "Орда", а несколько дней назад вошел в число претендентов на "Нику" в категории за лучшую мужскую роль второго плана, за работу в другом фильме Прошкина - "Искупление".