Виктор Степанов. К прошедшему Дню рождения

2016-05-29 | 03:37 , Категория фото


Виктор Степанов родился после войны, 21 мая 1947 в городе Северо-Курильске Сахалинской области, в большой семье: у его мамы было еще четверо детей. Первая половина биографии Виктора Степанова - путеводитель по провинциальной России, удостоверение его самобытной природы.

Киноактерская биография Виктора Степанова удалась. В 36 лет дебютировал в кино, сыграл отца академика в телефильме «Иван Павлов. Поиски истины». Странно, что это произошло так поздно: Виктор Степанов обладал уникальной фактурой. Всем мужикам мужик: стать, брови вразлет, глаза ключевой воды. Но не просто мужик, а сибирский, породистый, не знавший крепостного права: генеральский голос, бешеные вспышки темперамента, природная властность. Он был физически большим человеком и мог заполнить собой даже огромное помещение. Когда появлялся, всем становилось тесно. Но эта теснота не была дискомфортной.

Таких адекватных его природе мужиков он сыграл в полный рост лишь трижды - почвенника Владимира Хотиненко в «Рое», Бахыта Килибаева в «Гонгофере», рок-н-ролльной вариации на тему «Вия». И, конечно же, Петра Луцика в выдержанной в стилистике советской классики двадцатых годов угрюмой притче «Окраина». Фильм об обиженных олигархами мужиках, которые пошли искать правду в Москву, да и подожгли первопрестольную.
Однажды Виктор Степанов снимался одновременно в 11 картинах! Жизнь актера в это время напоминала полуистерику: телефон раскален, все клянут, кричат, что кровопийца, потому что нигде не успеваешь. Хотя в итоге Виктор Степанов успевал везде.

Его поселковый милиционер в «Холодном лете пятьдесят третьего...» Александра Прошкина ревел «Летят перелетные птицы» так, словно бросался с гранатой под танк. Его лобастый большевик в «Волчьей крови» Николая Стамбулы, видевший в каждом товарище скрытого врага, был воплощенным добром, которое всегда творит зло. Его полковник в «Чистилище» Александра Невзорова бросал спецназовцам ГРУ удивительные для этой «нашенской» ленты слова: «Ну, вы, ребята, головорезы. Хуже чеченцев». Его хозяин жизни в единственном российском политическом триллере «Шизофрения» Виктора Сергеева был точной фотографией секретарей обкомов, заделавшихся «капиталистами» и «заказчиками» конкурентов.

Виктор Степанов по праву считается рекордсменом по исполнению исторических ролей. Его охотно звали на роли самородков, властителей с мужицкими реакциями: Виктор Степанов был и «Михайло Ломоносовым» у Александра Прошкина, и «Ермаком» у Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, и Петром Первым в «Царевиче Алексее». Ему часто доставались роли облеченных властью мужчин, но любой мундир трещал по швам на этой богатырской фигуре.
Безусловно, самую большую известность ему принесли роли в фильмах «Михайло Ломоносов» и «Ермак». Вообще после «Ломоносова» ему стало сложно выходить в спектаклях в других образах. В одной комедии он играл любовника главной героини. И по ходу действия появлялся из шкафа. На его первом появлении зал вздохнул и раздался громкий возглас: «Ну, Михайло Васильевич, вы и даете!» Степанов слегка поклонился публике и впоследствии любил вспоминать этот случай.

В киноленте «Ермак» он сыграл завоевателя Сибири - Ермака Тимофеевича. Съемки проходили очень тяжело для артиста - лошадь понесла в поле, а он в кольчуге, шлеме упал с коня и, попав в канаву, травмировал позвоночник и сломал ногу. С этого началось - стал плохо ходить. Несмотря на травму, актер не прекратил своего участия в кинопроцессе, снимаясь в крупных планах, а в остальном его успешно заменял дублер. Правда в последнем эпизоде, в котором Ермак погибает, с дублером произошла техническая накладка. И Степанову пришлось срочно включаться в «нелегкую работу» сибирского завоевателя, хотя нога у него еще не зажила. Эпизод успешно сняли, а вот металлический штырь в ноге актера сломался. Когда съемки закончились, актер упал на землю и заплакал, не веря в то, что все закончилось. Виктор Степанов - честный человек, и если он играет Ермака - то уж тут интонация у него неподдельна: Русь-матушка! Все очень искренне!

Помимо Ломоносова и Ермака, он сыграл также Федора Чумакова в фильме «Война», Малюту Скуратова в «Грозе над Русью», Федора Шаляпина в картине «Под знаком Скорпиона» и Петра Великого. Словно опасаясь витальной силы актера, режиссер Виталий Мельников просил его в роли Петра немного «включить» Николая Симонова, сделать самодержца похожим на канонический образ. «У него актерская фактура для таких ролей очень подходит, - признал в одном из интервью художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова Анатолий Иванов, который в свое время работал со Степановым. - Но когда он начинал играть в сериалах какого-то богатого... Непонятно…Я спрашивал: ну зачем тебе это? А ему, оказывается, нужно было зарабатывать деньги, актер просто поставлен жестко в подобную зависимость».

За месяц до смерти Виктор Степанов снимался в московской картине. Сначала отказывался, ссылаясь на проблемы со здоровьем, но его уговаривали: «Кроме вас, никто не сыграет...» Там небольшой эпизод был, всего три съемочных дня. И все три дня его поднимали на руках на четвертый этаж старинного дома, где проходили съемки. «Честно говоря, я с детства очень исполнительный. Мне говорят: «Почему ты не хочешь быть режиссером?». Отвечаю: «Мне не нравится командовать, а больше по душе исполнять — зато так, как я, не исполнит никто. Если бы я был шпионом, стал бы лучшим агентом в мире! Потому, что, получив задание, искал бы способы его выполнения и находил бы всегда. Я так и делаю, когда мне дают роль», - всегда говорил Виктор Степанов.

Наталья Степанова, вдова актера вспоминает: «Мы никогда не разлучались. Единственное, Витюша на Камчатку ездил без меня и в Японию. Витюша был мягкий и домашний. Такой котик, который приходил домой, надевал шаровары «с коленями», жилетку, затапливал камин в доме под Киевом, на берегу Десны. Дом этот всю жизнь строили: по мере зарабатывания пристраивали, переделывали внутренности. Беседку вместе придумали. Витюша сам сделал стол, за ним сорок человек помещались. На день рождения Витюши каждый год ставили два таких стола. Он мясо жарил как кудесник, при этом сам не любил его ужасно».
Своих детей у Виктора и Натальи Степановых не было - усыновили Никиту, сына друзей Виктора Федоровича. В шестом классе Никита остался сиротой, умирая, его отец, завещал: «Единственный человек, который тебе поможет, это Виктор Федорович Степанов».

А мечтал последний «мужик» российского кино - сидеть на берегу Десны у своего дома, на закате. Обожал закат! Почему-то рассвет не так любил. Наверное, оттого, что закат - это уже исполненный труд большого дня, огромной земли. Поэтому и краски другие. Как будто само солнце идет на отдых. Река искрится, переливается...
И мысли при этом блаженные, благостные. Как при созерцании картин. А тут такое полотно, которое не напишет ни одна живая душа. Хорошо бы поставить камеру. Может быть, оператор должен присутствовать. А самому сесть на берегу, свесив ноги, смотреть закат и рассказывать, о чем думается.

Виктор Степанов ушел из жизни вечером 27 декабря 2005 года в Киеве. Ему шел 59-й год, 12 из которых он боролся со страшной болезнью - у него был рак костей. Прощание с актером прошло в Ильинской церкви в Киеве, похоронен Виктор Федорович Степанов 28 декабря на киевском кладбище в Берковцах.