Владимир Михайлович Петляков. Чтобы помнили!

2016-06-28 | 00:37 , Категория фото


Владимир Петляков советский авиаконструктор 27 июня 1891 — 12 января 1942

Владимир Михайлович Петляков родился 27 июня (15 июня по старому стилю) 1891 года в селе Самбек, Области Войска Донского (близ города Таганрога) в семье чиновника. В 1922 году он окончил Московское высшее техническое училище и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Конструкторская бригада Владимира Петлякова построила пятимоторный самолет «АНТ-14» («Правда») и гигант «АНТ-20» («Максим Горький»), который в 1933-1934 годах был самым крупным сухопутным самолетом в мире.

Самостоятельную работу Владимир Михайлович начал с улучшения самолета «ТБ-3». Она дала конструктору большой опыт в создании скоростных тяжелых самолетов. Приобретенный опыт он блестяще использовал в работе над самолетом «Пе-8».

Незадолго до Великой Отечественной войны[en] Владимир Михайлович создал широко известный пикирующий бомбардировщик «Пе-2».

В 1934 г. бригада В.М. Петлякова получила задание на разработку дальнего четырехтомного бомбардировщика класса “летающая крепость” ТБ-7 (АНТ-42), аналога американского B-17. Из-за отсутствия необходимых двигателей и других проблем разработка самолета заняла довольно долгое время: первый его полет состоялся лишь 22 декабря 1936 г. Возможно, столь долгая разработка и стала причиной обвинений Туполева и Петлякова во вредительстве, приведших к их аресту в ноябре 1937 г. Дальнейшая доработка самолета осуществлялась заместителем Петлякова И. Незвалем.

Несмотря на то, что самолет был выпущен всего в количестве 93 экземпляров, он имел большое политическое значение. В августе 1941 г. самолеты ТБ-7 бомбили Берлин. В 29 апреля 1943 г. на Кенигсберг была сброшена специально разработанная для Пе-8 (так самолет стал называться в 1942 г. уже после гибели В. Петлякова) 5-тонная фугасная бомба ФАБ-5000, уникальная для своего времени. Пе-8 активно применялся на Курской дуге. 19 мая 1942 г. экипаж Пе-8 во главе с Героем Советского Союза Э. Пусепом доставил советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым в Великобританию, а затем США. Полет пролегал над оккупированными Германией странами Европы на высоте, недоступной для зенитных установок. Результатом перелета стала предварительная договоренность об открытии второго фронта, позднее закрепленная лидерами государств на конференции в Тегеране.

12 января 1942 года Петляков летел со своей группой на новых самолётах ПЕ-2 в Москву на беседу с руководителями государства. Самолёт потерпел крушение около деревни Мамешево. Экипаж и авиаконструктор погибли. Похоронили великого авиаконструктора в Казани на Арском кладбище.

Версии гибели
Плохие погодные условия.
По словам очевидцев падения самолёта, погода была морозная и ясная. Однако судя по сводке о погоде, в районе Арзамаса наблюдалась низкая (до 200 м) облачность.
Пожар.
Несмотря на то, что очевидцы утверждали о пожаре в воздухе, по данным медэкспертизы окиси углерода в организме погибших не обнаружено. Тем не менее, в акте комиссии под председательством командира АПОН полковника Н. Г. Мурзина (из прочих подписавших акт наиболее известен профессор А. В. Чесалов, тогда и. о. начальника ЛИИ) указан «пожар на борту самолета на малой высоте».
Отказ двигателя по причине возгорания.
Это наиболее вероятная версия, так как самолёт незадолго перед падением развернуло влево.
Сложность пилотирования Пе-2 на малых скоростях обусловливается применением «скоростного» профиля крыла, ибо первоначально это был высотный перехватчик.
Вышеприведённый акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы «исключает причину загорания самолета от моторов» и констатирует, что приёмка (в авральные дни конца декабря) и подготовка были проведены халатно.
Обстрел зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну.
Версия подтверждения не нашла.
Столкновение в воздухе с другим Пе-2.
Несмотря на мнение старожилов деревни Мамешево, никакого отношения к действительности эта версия не имеет.
"Причины нелепой гибели конструктора и по сей день остаются не совсем понятными.
По служебным делам В. М. Петляков должен был срочно вылететь из Поволжья в Москву. На площадке завода имелось два самолета Ли-2, предназначенных специально для почтово-пассажирской связи с Москвой. Почему Владимир Михайлович не обратился ни к директору завода, ни к начальнику военной приемки, в ведении которых находились Ли-2, остается совершенно непонятным, если не считать застенчивость и необычайную деликатность Владимира Михайловича. Почему он, никому не сказав ни слова о своем отлете, попросился на один из Пе-2, в составе большой группы перегонявшийся через Москву на фронт? Почему, несмотря на свирепые морозы, был одет легко, в демисезонное пальто и ботинки? На эти вопросы никто не мог ответить. Командир перегоночной группы, думая, очевидно, что его просит об услуге рядовой работник завода, посадил Владимира Михайловича в первый подвернувшийся под руку самолет, экипаж которого оказался недостаточно опытным. Оторвавшись от земли, самолет быстро полез вверх, вошел в низкую облачность и через несколько минут, делая, как можно было определить по звуку мотора, круг над аэродромом, вывалился из облаков. В беспорядочном падении, с полностью работающими моторами, машина врезалась в землю. Гибель всего экипажа и конструктора произошла мгновенно.
" Туманский, Алексей Константинович "Полет сквозь годы"