10 подарков Роальда Даля мировому кино

2016-07-04 | 09:37 , Категория фото


Так уж получилось, что имя Роальда Даля, по крайней мере в России, совсем не так раскручено, как, скажем, имена Джеймса Барри, автора «Питера Пена», или Алана Милна, создателя Винни-Пуха. А ведь это очень несправедливо – талантливый британский литератор оставил богатое наследство из романов, повестей, рассказов и даже сценариев. Чтобы отмести у вас подозрения в том, что Даль знаменит исключительно написанием приключений «Чарли и шоколадная фабрика», вместе с порталом Film.ru мы расскажем о десяти самых ярких картинах, к созданию которых Роальд Даль так или иначе приложил руку.


10. «Пиф-паф ой-ой-ой» (Chitty Chitty Bang Bang, 1968)



Фэнтезийное семейное приключение под названием «Пиф-паф ой-ой-ой», вышедшее на мировые экраны еще в конце шестидесятых, у нас в стране практически неизвестно. Во-первых, снятая по сценарию Даля картина не попала на советские экраны вовремя, а соответственно, выпала из эпохи, времени и атмосферы. А во-вторых, лента представляет собой мюзикл, а адаптация фильма этого жанра для не англоговорящего зрителя до сих пор представляет серьезную сложность. Поэтому в России официально картина режиссера Кена Хьюза вышла на цифровых носителях лишь в 2010 году, но так и осталась незамеченной. И напрасно – блистательная оригинальная история дает сто очков вперед всем многочисленным переделкам, притянутым за уши сиквелам и сомнительного качества ремейкам. Не говоря уж о том, что песни и автомобиль из фильма стали неотрывной частью истории Голливуда.



9. «Дэнни – чемпион мира» (Roald Dahl's Danny the Champion of the World, 1989)



Лента Гэвина Миллара «Дэнни – чемпион мира», снятая по сценарию Роальда Даля, в Британии вышла сразу для показа по телевидению, поэтому в остальном мире о ней знают только подлинные поклонники кино. И исключительно из-за того, что ведущие роли в телефильме сыграли блистательные Джереми Айронс, Робби Колтрейн и Сирил Кьюсак, британские колоссы, чьи работы даже по отдельности заслуживают пристального внимания. Роль заглавного героя Дэнни сыграл, кстати, сын Джереми Сэмюэл Айронс – увы, эта работа осталась единственной в короткой актерской карьере мальчишки. Лента вслед за книгой рассказывает о мальчике, живущем со своим отцом в цыганском фургоне и противостоящем жестокому и жадному землевладельцу. Как и положено у Даля, история эта полна неожиданных поворотов и сложных для ребенка решений.



8. «Чарли и шоколадная фабрика» (Charlie and the Chocolate Factory, 2005)



Яркая картина Тима Бертона, основанная на самом известном, пожалуй, произведении Даля, наверняка знакома всем. «Чарли и шоколадная фабрика» создавалась в то самое время, когда доверие между Бертоном и его музой – Джонни Деппом – находилось на самом высоком уровне. Химия между режиссером и актером чувствуется, но она не делает картину шедевром. При всей красочности, впечатляющих спецэффектах, запоминающемся звуковом сопровождении и пышных актерских работах лента выглядит скорее нарядной оберткой, но не самой шоколадной плиткой. Разумеется, полностью игнорировать «Чарли» нельзя, но и на высшие места фильм может претендовать только в топах наиболее галлюциногенных картин современности.



7. «Матильда» (Matilda, 1996)



Многие произведения Роальда Даля пронизывает общая мысль – в них дети противостоят взрослым, идут своим путем, собирают собственные «шишки» и «грабли», сами зарабатывают драгоценный опыт, противопоставляя свои открытия подсказкам старших. «Матильда» – лучший пример такой истории, в этой книге, а затем и в фильме главная героиня сама занимается собственным развитием и образованием. Удивительно, но эта добрейшая семейная комедия снята Дэнни ДеВито, этим охальником и безобразником на коротких ножках. После «Сбрось маму с поезда» и «Войны Роуз» ДеВито взялся за детей, и Роальд Даль сотворил чудо – режиссер получил несколько наград, а картина стала любимым зрелищем для детей и их родителей.



6. «Джеймс и гигантский персик» (James and the Giant Peach, 1996)



1996 год стал урожайным для Даля и его произведений – почти одновременно с «Матильдой» свет увидела анимационная лента «Джеймс и гигантский персик», основанная на одноименной книге писателя. Лента интересна тем, что создана Генри Селиком, которого после «Кошмара перед Рождеством» Тим Бертон отправил в свободное плавание, приглядывая за проектом лишь из продюсерского окошка. Сложнейшую задачу совмещения людей и насекомых Селик решил оригинально – в его картине присутствуют и игровые вставки с живыми актерами, и кукольная анимация. По душевности картина не дотягивает до «Коралины в Стране Кошмаров», но пугает не меньше – Селик, помноженный на Даля, дает неожиданный результат.



5. «Живешь только дважды» (You Only Live Twice, 1967)



Ошибочно считать, что Роальд Даль писал исключительно о детях и для детей, в его библиографии есть место и военным очеркам, и социальной публицистике, и серьезным драматическим повестям. Когда после четырех достаточно точных экранизаций романов Яна Флеминга продюсер Альберт Брокколи захотел слегка разнообразить свое детище, он пригласил Даля написать сценарий, который только опирался бы на героев, но был бы сюжетно совершенно неожиданным для поклонников шпионской литературы. Даль сделал все, чтобы дистанцироваться от стилистики Флеминга, поэтому «Живешь только дважды» получился неожиданным со всех сторон – здесь есть мини-вертолет, космические корабли, ниндзя. Самый по-детски непосредственный Бонд во всей франшизе.



4. «Четыре комнаты» (Four Rooms, 1995)



Немногие знают о связи Роальда Даля с Тарантино, но мы готовы раскрыть вам эту тайну – именно произведения британского писателя вдохновили Квентина и его друга Роберта Родригеса снять знаменитый фильм «Четыре комнаты». Не верите? Проверьте – финальная новелла «Человек из Голливуда» имеет в своем основании два рассказа Даля: «Человек с юга» и «Пари». Написанный еще в 1948 году «Человек с юга», между прочим, переносился на экран неоднократно – рассказ то становился частью детективных сборников Альфреда Хичкока, то входил в различные телеальманахи. До Тарантино самой известной адаптацией был эпизод шоу «Хичкок представляет» со Стивом МакКуином и Питером Лорре в главных ролях. Ну, а пересказывать «Четыре комнаты» мы не станем – эту картину многие из вас знают наизусть.



3. «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (Willy Wonka & the Chocolate Factory, 1971)



Несколько неверно включать в один топ сразу два фильма, снятых по одному и тому же произведению писателя, но никуда не денешься – уж больно разными, но одинаково значимыми получились две ленты. Стилистически «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» Мэла Стюарта, разумеется, отличается от более позднего фильма Тима Бертона, и это делает данный тандем еще интереснее. Фильмы словно дополняют друг друга, причем «Вилли Вонке» пришлось гораздо сложнее – в 1971-м семейный музыкальный фильм оказался настолько вычурным и даже пугающим, что зрители пребывали в некотором шоке после просмотра. Зато образ, выстроенный Джином Уайлдером, стал одним из самых узнаваемым в истории кино. А уж сколько мемов с лицом Вонки породил Интернет, и не сосчитать!



2. «Ведьмы» (The Witches, 1990)



То, насколько тяжело было совмещать книги Даля со стандартами Голливуда, легко проследить по истории, связанной с экранизацией произведений писателя, озаглавленной зловещим титулом «Ведьмы». В оригинальной книге все заканчивалось достаточно мрачно – главный герой, узнавший о ведьмах слишком много, так и остался заколдованным в мышь. В кино такого допустить было никак нельзя, Роальд Даль даже вступил в открытый конфликт с создателями фильма, прилепившими к его истории хеппи-энд. Но даже с этими неточностями картина, сочетающая софт-ужастик с семейным фэнтези, является увлекательным зрелищем – мрачная, в духе Даля лента Николаса Роуга и сегодня смотрится с интересом.



1. «Бесподобный мистер Фокс» (Fantastic Mr. Fox, 2009)



«Фантастический мистер Фокс» Роальда Даля, возможно, и не считается лучшим произведением этого автора, книга эта слишком рыхлая, недостаточно забавная для сказки, да и мораль у нее, прямо скажем, не самая очевидная, зато фильм по ее мотивам получился отменным. Во-первых, это мультик, во-вторых, он снят Уэсом Андерсоном, в-третьих, его герои – не столько даже персонажи из книг, сколько голливудские актеры, облаченные в звериные шкуры. Безумно увлекательное, красочное действо, не останавливающееся ни на секунду. Для детей «Мистер Фокс» может показаться излишне серьезным, а вот родители в восторге от подобных лент. Вот уж где действительно возвращаешься в детство, уносимый магией фантазии Роальда Даля – большого, доброго британского великана-писателя.