Как в Боткинской больнице тренируются на роботах

2016-07-14 | 12:37 , Категория фото


На днях я побывала в уникальном симуляционном центре, который находится в Боткинской больнице. Он оснащен комплексом симуляторов высшего уровня реалистичности, современными манекенами-имитаторами, электронными фантомами и интерактивным медицинским оборудованием. Считается самым высокотехнологичным учреждением дополнительного профессионального образования Москвы. Открылся центр в октябре прошлого года, и за это время обучение в нем прошло более пяти тысяч врачей – рентгенологи, анестезиологи, акушеры, хирурги, терапевты… А повышать квалификацию им помогают роботы. Да какие! То, что я увидела, меня поразило. Под катом – мой репортаж.

Моим проводником в мир высоких технологий стал руководитель центра – Юрий Логвинов. Мы встретились в 10 утра, когда работа уже вошла в свою колею. А начался его рабочий день около половины восьмого.

Ежедневно сотрудники центра собираются утром, чтобы обсудить планы и наметить важнейшие этапы работы. Какие сложности были накануне? Какие новые курсы предстоит дать сегодня? Каковы первоочередные задачи?

Все, кто приходят на учебу (их тут называют курсантами), начинают свой путь по аудиториям отсюда. Здесь они регистрируются, отсюда отправляются на короткую экскурсию, чтобы ориентироваться в центре. Попасть на учебу сюда может бесплатно любой специалист, направленный руководством медицинского учреждения. Для этого заранее пишется заявка с указанием курса, затем выписывается путевка… Обучение тут идет с отрывом от производства, при этом специалист не теряет своей зарплаты.

Рядом расположена зона для отдыха. Тут можно выпить кофе. Но еды тут категорически не хранится – в санитарных целях

Центр оснащён комплексом симуляторов высшего уровня реалистичности, современными манекенами-имитаторами, электронными фантомами и интерактивным медицинским оборудованием.

Тем временем мы начинаем обход аудиторий. Здесь идет важное занятие, посвященное развитию коммуникативных навыков между врачом и пациентом. «Если нет доверительного контакта, пациент никогда правильно не воспримет рекомендаций врача», - поясняет мне Юрий Иванович.

Пока идем к самым интересным кабинетам, обращаю внимание на множество картин на стенах. Оказывается, это - подарок художника Никаса Сафронова. Их тут – около пятидесяти.
Вся навигация в центре – на трех языках – русском, английском и немецком. В будущем тут планируется проводить международные семинары. А рядом с каждым помещением - латинские изречения, характеризующие комнату.

Первая остановка – кабинет, в котором проходит обучение по ультразвуковой диагностике.

Здесь врачи работают на коленном суставе.

А это – очень интересная аудитория с инновационным методом обучения. Это работа с актерами. Актеры – это специально подготовленные люди, которые, изучив тот или иной симптом, изображают пациента. За его действиями наблюдают через зеркальную стену, и через микрофон могут вноситься поправки.

Врачи исследуют полип на полости матки. Работа кропотливая и сложная, аппарат тоже непростой. У доктора пока не очень получается, и Юрий Иванович дает ей несколько наставлений.

Новая аудитория. Она немного похожа на сцену из фильма-катастрофы: разбитый вагон, лежащие повсюду раненые. Одна из врачей склонилась над неподвижным телом:
- Раз, два, три, четыре, - считает она, нажимая на сердце.
- Все верно, продолжайте реанимацию, - кивает опытный доктор.
Здесь занимаются слушатели программы «Сердечно-лёгочная реанимация» отрабатывают навыки оказания неотложной помощи в условиях, имитирующих техногенную катастрофу в метро.

А тут сегодня во второй половине дня будут проходить экзамены по родам… Роды подготовлены весьма реалистично. Робот разговаривает, плачет, ребенок кричит… Все управление производится через вай-фай. Причем, можно загрузить любой сценарий – и обычные роды, и роды с патологией.

Дальше - детская реанимация.

Вот здесь происходит очень сложное и важное действо. При определенных повреждениях человеку в трахею вставляют специальную трубочку, через которую он дышит. Как правило, именно медсестра должна промывать ее и вставлять обратно. Раньше этому учились только «в поле», то есть, на практике. Теперь учатся на роботах.

Специалисты – урологи. Этот аппарат предназначен для получения мануальных навыков у курсанта, который занимается изучением мочекаменной болезни.

А это - клиника реанимации. Здесь все максимально приближено к обычным условиям. Здесь проходят обучение не только профильные специалисты, но и терапевты.
«Отличие этого робота от человека – лишь в том, что у него нет души», - шутит Юрий Иванович. Компьютерная «начинка» этих роботов позволяет реализовывать абсолютно все сценарии, соответствующие организму обычного человека.
Роботы-симуляторы центра полностью воспроизводят анатомическое строение и физиологические функции человека: сердцебиение, дыхание, выделительные функции. Электронные пациенты реагируют на лекарства и лечение.

Тренажер для обучения процесса интубации. Ее надо делать четким и отточенным движением. Юрий Иванович сам мне показывает, как это происходит.

И снова больничная палата. На первом столе проходит обучение врачей-хирургов. На втором – рентгенологов.

Еще одна совершенно невероятная «аудитория». Тут оперируют роботом. Врач управляет приборами, а на экране показываются действия робота, который оперирует человека. Процесс очень сложный, требующий повышенного внимания. Для большей чувствительности врач даже снимает обувь.

Аппарат по нейрохирургии.

В июне стартовала инновационная программа для врачей-оториноларингологов. Они тренируются делать операции при патологиях среднего уха, околоносовых пазух и полости носа. Передо мной – силиконовая голова робота. В нос опускается специальная трубочка, и на экране – картинка. Очень жизненно – даже волоски в носу можно разглядеть!

А рядом – интересный аппарат, с которым мне даже дали поработать. Для этого требуются очки – чтобы видеть все в 3D. Оперируем височную кость. Экран – операционное поле. Чувствую, насколько тяжело продвигается мой «прибор». Симулятор сделал свое дело!

Врач – одна из самых сложных профессий на свете. Поэтому, уходя, не удержалась и задала вопрос Юрию Ивановичу – когда решил стать врачом?

И получила ответ, который меня не удивил: в четвертом классе.

К этой профессии действительно готовятся с детства. Вот и Юрий Логвинов, приняв это решение, стал готовится к поступлению во Второй Медицинский. Экзамены сдал с первого раза, окончил вуз, затем прошел ординатуру по онкологии и интернатуру по акушерству и гинекологии. Вся его жизнь – в медицине.
«Наша специальность – из тех, которым учатся всю жизнь», - считает Юрий Логвинов.

И я хорошо понимаю, о чем он.

Есть ли профессия, более ответственная, чем врач? Мне кажется, что нет…