Герой Российской Федерации Ткаченко Игорь Валентинович

2016-08-16 | 00:17 , Категория фото


Игорь Ткаченко погиб, выполняя полёт 16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону «МАКС-2009»

16 августа во время генеральной репетиции выступления на авиашоу МАКС-2009 в воздухе столкнулись два самолета пилотажной группы «Русские витязи». Су-27 подполковника Виталия Мельника задел самолет командира группы полковника Игоря Ткаченко. Спустя несколько секунд после столкновения Мельник катапультировался. В машине Ткаченко находился еще один пилот - Игорь Куриленко, ему удалось покинуть загоревшуюся «сушку». Находившийся в передней кабине командир «Витязей» Ткаченко погиб.

Эта авария - далеко не первая трагедия в истории пилотажной группы. Игорь Ткаченко был последним из пилотов, летавших в составе «Русских витязей» с момента создания отряда. В один из самых черных дней отряда, когда возле вьетнамского аэродрома Камрань разбились, врезавшись в скрытую в облаках гору, сразу три самолета и погибли четыре летчика, его дважды спасло только чудо.

×

Су-27, на котором он летел, забарахлил по дороге, и Игорю пришлось на полпути пересесть в сопровождающий Ил-76. Если бы техника не отказала, он мог бы разбиться вместе с коллегами. Во второй раз Ткаченко повезло, когда пилот Ил-76 в последний момент увел машину от столкновения с горой. Вот как описывается тот эпизод в документальной книге «Автографы в небе»: «Когда облака под Ил-76 вдруг предательски потемнели, правый летчик Сергей Сухарь мгновенно понял, что это означает, и рванул штурвал на себя. Сидевший на приступочке в кабине штурмана Игорь Ткаченко... от резкого маневра чуть не упал на спину. Набрав высоту, Ил-76 еще полчаса кружил, вызывая по позывным свой эскорт. Из пяти самолетов отозвались только два... В сплошной пелене облаков летчики не видели, что прямо перед ними лежит склон горы. В него они и врезались. Шесть десятков пассажиров Ил-76 от гибели спасло чудо».

По словам друзей Ткаченко, выступление на МАКСе-2009 должно было стать последним для Игоря в составе «Русских витязей». Он еще в начале года написал рапорт об уходе, но начальство настояло, чтобы командир «Витязей» поднялся в воздух на МАКСе-2009.

Решение об уходе было связано и с возрастом: 45 лет - серьезный рубеж для военного летчика, и с проблемами группы. «Витязей» давно намеревались переводить из подмосковной Кубинки в регионы - в Липецкую область. Аэродром в Кубинке в последнее время настойчиво коммерциализируется, и военные летчики там стали мешать многим. Но покидать Подмосковье пилоты не хотели - у всех семьи, квартиры.

Игорь Ткаченко погиб, выполняя полёт 16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону «МАКС-2009» пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Самолёт Су-27УБ, в котором находились Игорь Ткаченко и старший штурман ЦПАТ Игорь Куриленко, столкнулся с Су-27, пилотируемым Виталием Мельником.

В результате падения самолёта Ткаченко и последующего за этим пожара на земле погибла жительница посёлка «Сосны-2», ещё 4 человека получили ожоги.

Все трое лётчиков обеих машин катапультировались. Причина, по которой, несмотря на катапультирование, погиб Игорь Ткаченко, на данный момент достоверно неизвестна. По некоторым данным, система катапультирования Игоря Ткаченко была повреждена во время столкновения самолётов, и парашют не раскрылся, по версии некоторых очевидцев, парашют загорелся в воздухе, по версии специалистов НПП «Звезда», катапультировавшемуся пилоту могло не хватить высоты для раскрытия парашюта. По другой версии, Ткаченко погиб ещё в самолёте в результате удара врезавшегося в него истребителя, а система катапультирования сработала автоматическ или была активирована штурманом Игорем Куриленко.

Похоронен 19 августа 2009 года на кладбище села Никольское, близ города Кубинка, неподалёку от аэродромной стоянки «Русских витязей».Ему было только 45 лет!