Почему летчики Люфтваффе не могли обнаружить Кремль?

2016-08-23 | 14:17 , Категория фото


Много интересного про Великую отечественную войну еще многим не известно. Как например и факт тотальной маскировки Москвы перед наступлением на неё немецких войск, тоже ни в одном фильме не показывалось, а это уберегло многие ключевые столичные объекты от уничтожения с воздуха во время гитлеровских бомбардировок 41 года.

Осенью 41 немцы рвались к Москве и бомбили нашу столицу нещадно. Однако при своей массовости немецкие бомбардировки были достаточно безрезультатными.

По статистике: из почти 9 тысяч самолетов Геринга до Москвы долетало не более 3%; на город за весь срок бомбардировок было сброшено около полутора тысяч фугасных и ста тысяч зажигательных бомб, при этом пострадали около 20 предприятий и разрушено было чуть больше двухсот зданий, но ключевых объектов среди них не оказалось.

Но как так вышло, особенно учитывая, что бомбить Москву летали только ассы Люфтваффе, уже побывавшие в боях с ПВО Великобритании и Франции?

И основных причин такой беспомощности ассов Геринга можно назвать две: во-первых, отличная и слаженная работа отечественных противоздушных зенитчиков и, во-вторых, отличную маскировку Москвы, особенно её центрального района, исторических памятников и промышленных предприятий.

Причем, ПВО СССР было на высоте благодаря грамотной обороне столицы. А вот над камуфляжем Кремля и других знаковых столичных объектов пришлось значительно потрудиться.

Естественно, объектом номер 1 в Москве был Кремль, так как это было сердце города и целой страны, а также ставка главнокомандующего Красной Армии. Чтобы спрятать Кремль его пришлось сильно видоизменить: на его стенах нарисовали окна и двери, на стенах надстроили части жилых домов, звезды убрали в деревянные футляры, на Москва-реке построили ложный мост, а вокруг по периметру развесили полотна с нарисованными жилыми дворами и улицами Москвы XIX века. Сделано все было так натурально, что даже сами жители столицы не могли узнать центр города, не говоря уже о немецких летчиках, которые здесь до этого ни разу не бывали.

Естественно, что особое внимание было уделено Мавзолею Ленина, тело которого было загодя отправлено в Самару. Чтобы обезопасить само строение, сначала над ним сделали железобетонный короб в два метра толщиной, а потом над ним еще и обыкновенный жилой дом надстроили, причем под руководством самого архитектора Щусева, который и Мавзолей проектировал и возводил.

Кстати, и остальными маскировочными работами занимались лучшие мастера своего дела того времени: главный художник Большого театра Федор Федоровский, главный архитектор Метростроя и Метропроекта Алексей Демушкин, академик Борис Иофан.

Общими усилиями были скрыты от вражеских глаз чуть больше ста ключевых столичных объектов: помимо Кремля - это Большой театр, Библиотека им. Ленина, гостиница «Москва», Театр Красной Армии, здание Совнаркома СССР, здание Центрального телеграфа, многие оборонные заводы, нефтехранилища, водопроводные станции, городские мосты и даже излучина Москвы-реки, как слишком хороший ориентир при воздушных атаках. А на поле стадиона Динамо для пущей дезориентации противника были высажены деревья.

При этом все маскировочные работы закончились до начала интенсивных бомбежек в ноябре 41 года. Еще раз хочется отметить отважную и профессиональную работу ПВО Москвы, которые сильно трепали и существенно прореживали силы противника еще на подступах к столице. Но и новый образ Москвы был сделан отлично, так как прорвавшиеся немцы все равно не могли отличить муляж от реальных городских строений.