Во сколько раз Вермахт превосходил в танках РККА. Часть вторая - металлолом

2016-08-29 | 02:17 , Категория фото


С чего начать? В первой части мы рассматривали танки через призму трат на флот. Поэтому снова вернемся к флоту. Итак, есть страны, для которых иметь несколько линкоров и авианосцев - это насущная необходимость, а несколько танковых дивизий - скорее вопрос престижа. Грубо говоря - страны моря.

А есть страны, для которых даже один авианосец вещь скорее статусная, а вот иметь мног-многа-многа танков - залог выживания. Это страны суши.

Страны моря - это США, Великобритания, Япония.

Страны суши - Франция, Германия и СССР.

Силы стран моря перед войной в целом были равны - по числу авианосцев, линкоров, тяжелых крейсеров.

А вот у стран суши все было по-разному.

ФРАНЦИЯ. После Первой Мировой она имела оооочень много современных на танков, оооочень сильные профсоюзы, для которых масло важнее танков и веру в непробиваемость сильной обороны (вылившейся в постройку линии "Мажино").
К строительству танков в 20-х годах относились более чем прохладно, а в начале 30-х, ввиду экономического кризиса стало не до танков.
Итог: Начало массового строительство новейших танков типа FCM-36, Hotchkiss H35, и др. - это вторая половина 30-х годов.
То есть, имеем ситуацию - Могу, но не очень то и хочу.

ГЕРМАНИЯ. Проигравшей стране по условиям Версальского мира было запрещено иметь и строить танки (да и не только танки), поэтому все 20-е и начало 30-х (кризис в Германии был посильнее чем во Франции) ситуация с танкостроением была близкой к французской. И к началу массового строительства танков Германия подошла к 1937г. - переход к массовому производству PZ-2. (PZ-1 -можно рассматривать скорее как пробу пера).
То есть, имеем ситуацию - Хочу и могу, но не нельзя.

СССР. В Версальском мире не участвовала, и ей никто ничего не запрещал. Правда, в отличие от Франции и Германии опыта массового производства танков и прочей сложной техники у СССР не было от слова совсем. И была жуткая технологическая отсталость по сравнению с Францией и Германией. И не вполне уравновешенные соседи.
Короче говоря для СССР была ситуация, - Не очень то и могу , но надо.
В результате, с 1931 по 1936-й год включительно было наштампована куча техники, которая в той или иной форме дотянула до 1941г., формально числясь и вроде бы представляя собой грозную силу, а в действительности для того лишь, что бы быть брошенной на ремонтных базах, или издохнуть в пути не выдержав нормального перехода.
Да, еще такой факт. Работоспособный и отремонтированный танк 1934-го года выпуска и 1939г. выпуска- это две большие разницы с точки зрения надежности. Могу приводить длинные цитаты по теории надежности механизмов, но лучше всего отразить это таким примером: Представьте, что вас в лесу, где растут деревья примерно одного типа и возраста застал дождь и вы спрятались под дерево. Через час на вас таки стало капать, и вы решили перебраться под другое дерево, которое пока "не протекает". Вопрос - надолго это вам поможет? Ответ - конечно же нет! Если деревья стали массово "протекать" - то перебегание от одного дерева к другому ситуацию не исправит. - Тут лес менять надо). Так и с техникой - если она от возраста начала сыпаться, то это уже массовое явление. Поэтому боеспособный танк образца 1933г выпуска - это скорее не исправный танк, а танк еще не-успевший сломаться (ну, как то дерево, с кроны которого пока еще не капает).

Как это сказалось на танковом парке?
Начнем по списку.

Первое - танкетка Т-27

Источник: armedman.ru

На 22.06.1941г. была в количестве 2558 штук или 10% танкового парка РККА.
Правда по причине физического и морального износа была признана устаревшей еще в 1938г., а в мае 1941г. вообще снята с вооружения, хотя и продолжала числиться в войсках.

Второе - плавающий танк Т-37А.

Источник: the-legends.ru

На 22.06.1941г. имелся в количестве 2314 штука, или 9,5% танкового парка РККА.

По итогам боевых действий на Халхин-Голе танки получили такую оценку - : «Танки Т-37 показали себя непригодными для атаки и обороны. Тихоходны, слетают гусеницы, ходить по пескам не могут».

По результатам польской кампания была дана такая оценка- «Танки Т-37А в ходе маршей часто выходили из строя, проходимость низкая, отставали даже от пехотных подразделений».
Пл результатам финской компании - «...маломощные танки Т-37 не способны ходить по мало-мальской грязи». ..
Заметим, что это отзывы об исправных машинах
К этому надо добавить, что броневая защита не позволяла долго находиться под огнем ВНИМАНИЕ!!! - стрелкового оружия противника. А любой резкий поворот на воде приводил к тому,...что плавающий танк банально тонул.

Третье - Плавающий танк Т-38 - имелся в количестве 1143 штук или 4,3% танкового парка РККА.

Источник: www.snariad.ru Источник: samlib.ru

Танк обладал такими уникальными качествами, как:
- отвратительная плавучесть - не мог перевезти груз более 150 кг (два стрелка)
- при повороте в время движения тонул даже на спокойной воде
- плохая охлаждающая система - двигатель перегревался
- танк было невозможно эксплуатировать вне дорог — мощность двигателя не обеспечивала достаточную проходимость по пересечённой местности, а гусеницы часто спадали на поворотах.
- и наконец - самое интересное - для успешного выхода Т-38 на сушу требовался очень отлогий галечный пляж с твёрдым основанием — на песчаном или глинистом берегу танк застревал.
Итог? - Танк был признан небоеспособным еще в 1937г. Но оставался на вооружении.
Почему? - Потому что иметь 5 очень плохих танков все равно лучше чем не иметь 2 хороших..
Интересно отражен в одном из донесений эпизод боевого использования танка Т-38, когда группа из трех Т-38 столкнулась с двумя немецкими танкетками. Обе стороны около получаса без особого успеха расстреливали друг-друга из пулеметов, пока командир ком. взвода Жихарев (по все видимости психанув) не вылез из танка, и, сделал около 10 выстрелов из захваченной немецкой противотанковой пушки,подбив одну танкетку, и отогнав вторую.
По итогам боя был сделан вывод - ком взвода Жихарев - молодец, а танк Т-38 - полный отстой, т.к. "Пулемётные танки бесполезны при столкновениях с вражескими танками и иными бронемашинами".


Четвертое - танк БТ-2. Всего было 580 штук или 2,2% танкового парка РККА.

Источник: opoccuu.com

Танки БТ-2, поступившие в армию, быстро стали рассматриваться скорее как учебные. А мае 1940 года все БТ-2 находящихся к тому времени на вооружении РККА было решено «оставить к учебный парк до полного износа». Однако массированное формирование мехкорпусов вынудило вновь поставить в строй эти машины.

Что у нас остается из легких танков? Остаются танки серии БТ и Т-26. В сумме они составляли около 60% танкового парка РККА.

Что же представляли собой в плане надежности? Ответ дали...немцы.

Отчет немецких специалистов о трофейных танках:
«Принимая во внимание тот факт, что большинство русских танков были захвачены без всяких боевых повреждений, можно прийти к заключению, что разработка и изготовление этих танков сопровождались многочисленными дефектами. После ремонта на Рижском Арсенале, где танки были полностью разобраны, они постоянно выходили из строя из-за плохой конструкции и некачественных материалов, несмотря на тщательную сборку.
Постоянно повторяются следующие проблемы:
Т-26: Фрикционная накладка сцепления изнашивалась после короткого пробега из-за того, что ее размеры слишком малы. Управление ненадежно, потому что ленточные тормоза, используемые в механизме управления, перегреваются. Имеющееся моторное масло не годится для высоких температур двигателя воздушного охлаждения, приводя к повреждению и заклиниванию подшипников. ‹…› Гусеницы очень часто слетают, потому что гребни их траков неудовлетворительны.
БТ (Кристи): Главной причиной отказов является трансмиссия, которая слишком слаба для мощного двигателя. Она должна обеспечивать танку высокую скорость, но перенапрягается при движении вне дорог, когда в течение продолжительного времени приходится использовать низкие передачи. В дополнение, как и на Т-26, постоянно проявляются проблемы, связанные с общей конструкцией и низким качеством узлов и деталей, например, отказы в электрической системе, прекращение подачи топлива, поломки маслопроводов и т. д.
Что касается вооружения трофейных русских танков, то их пулеметы невозможно согласовать с прицелами, потому что они жестко установлены. Во время учебной стрельбы на короткой дистанции цель так и не удалось поразить, израсходовав 180 патронов.
В заключение, трофейные русские танки не могут быть использованы массированно. После доставки их по железной дороге в районы назначения, они могут найти ограниченное применение в качестве мобильных огневых точек".


Что у нас остается? А остается у нас тяжелый танк Т-35 и срений Т-28.

Итак, шестое - тяжелый танк Т-35.
Можно долго рассказывать как был изношен танк, производство которого шло с 1934г. , но если кратко, то можно сказать так: Т-35 стал главным «паркетным» танком СССР, основной задачей которого было вводить в заблуждение западных дипломатов и разведчиков относительно уровня развития советской бронетехники. Военные отмечали низкую надежность Т-35, особенно выпуска 1933–36 годов – машины постоянно ломались, а их двигатели перегревались
В 1940-м году их хотели даже списать, но потом передумали и оставили работать...до полного износа.
Итог был закономерен -

Все Т-35, имевшиеся в распоряжении 34-й тд, к началу войны находились в районе Раввы-Русской и были потеряны в первые дни боёв. При этом лишь 7 машин были потеряны непосредственно в бою, 6 на момент начала войны были в ремонте, а другие 35 выбыли из строя в результате неисправностей, сломались на марше и были брошены или уничтожены экипажами.
Последний раз в бой Т-35 пошел в качестве немецкого трофея под Берлином в 1945г. И вскоре был подбит советским солдатом из трофейного немецкого фауст-патрона.

И наконец седьмое - средний танк Т-28.

Источник: lurkmore.so

Основные потери Т-28, как и Т-35 понес не от огня противника, от износа.

Источник: upload.wikimedia.org

Вот в принципе и все. Были правда еще "самалучшие" танки Т-34, КВ и легкий Т-40.
Танк Т-40, как ни странно, и оказался самым удачным и доведенным до ума.
А средний Т-34 и тяжелый КВ на июнь 1941г. были еще очень "сырыми" машинами и с разной судьбой.
Вот с таким "зверинцем" РККА и вступила во Великую Отечественную войну.

22/06/41г. на границе СССР было сосредоточено около 4100 танков и САУ противника. Теоретически противостоять им могли 14 000 танков РККА находившихся в Приграничных округах.
Впрочем, если вычесть из этих 14 000 танков - танки требующие капитального и среднего ремонта (4-я и 3-я категория), и часть танков 2-й категории (формально боеспособны, требуется лишь небольшая деталька....которую промышленность уже не выпускает), то число в 14 000 танков уменьшалось до 8 500. Многие из которых уже проскочили "плато надежности", и относились скорее не к исправным, а к не успевшим сломаться.
Что еще стоит отметить? Из 8 500 танков Приграничных округов способных доехать до противника - танки способные выдержать прямое попадание из противотанковой пушки PAK 35/36 было порядка 1500 штук (Т-34, КВ, Т-28 и Т-35). Остальные - нет.
Из 4100 танков армии вторжения - 2500 танков ( PZ-3, PZ-4, PZ-2, "Прага", Stug-3, французские трофеи) были способны противостоять 45-мм противотанковой пушке РККА.
Танки же с противопульной броней на тот момент были уже морально устарелыми и выбивались обеими сторонами очень и очень быстро.