Чем инвалид лучше мигранта?

2016-09-06 | 00:17 , Категория фото


Зачем стране трудовые мигранты? Для того чтобы выполнять простейшую работу и вносить свой вклад в налоговые поступления и ВВП страны, - думает большинство. И, говоря цитатами некоторых интересных партий, «большинство не может ошибаться». Но зато ошибаться в подходе к своему же собственному народу вполне может государство.

Какими функциями занимаются трудовые мигранты? Простейшие действия типа уборки улиц и помещений. Ну и да, работа на стройке. Неужели среди 4,4 млн человек не находится желающих выполнять эту работу? Ведь это не только принесет доход бюджету, но и сократит уровень безработицы!


Наш народ не хочет улицы мести, - снова поправит меня большинство. А я с большинством соглашусь, но добавлю, что у народа никто и не спрашивал. Потому что лично я знаю огромную по численности категорию населения, которая с большой радостью возьмется выполнять простейшие функции за весьма низкую оплату, только дайте уже, наконец, им желанную работу.




Речь идет о трудоспособных инвалидах. О той группе людей, жизнь которых связана с физическими или интеллектуальными нарушениями, не лишающими их возможности трудиться и зарабатывать себе на достойную жизнь. А не только «довольствоваться» пособиями и пенсиями.
К сожалению, официальная статистика по трудоустройству инвалидов играет с гражданами злую шутку. Подсчитывая данные, эксперты учитывают только тех лиц, которые зарегистрированы в центрах занятости, как официально находящиеся в поисках работы. Конечно, процент трудоспособных и желающих найти работу инвалидов в разы превышает число тех, кто стоит на учете в ЦЗ. Поэтому трудоустройство от почти половины снижается до мизерных процентов.


Я лично убедился в том, что инвалиды, как минимум, Ленинградской области, имеют все шансы пройти подготовку на одну из специальностей, востребованных среди предпринимателей региона. Для лиц в возрасте от 18 до 55 лет открыты двери «Мультицентра социальной и трудовой интеграции» в городе Всеволожске. Я пообщался с его руководителем – Ириной Григорьевной, и узнал, что на сегодняшний день основная проблема трудоустройства инвалидов заключается в их плачевной подготовке не только к работе, но и к жизни, а также с препятствиями, которые возникают у работодателей, готовых устроить к себе инвалида.

- В рамках программы «поддержка труда и занятости молодых инвалидов Ленинградской области» мы сделали несколько проектов, один из которых – «Мультицентр». За предыдущий год работы, к сожалению, Центр превратился в обычное училище, которое не заинтересовано в дальнейшем трудоустройстве. Поэтому мной было принято решение прийти сюда в качестве управленца, со своей командой.
С самого начала задумано, что именно бизнес будет заинтересован в проведении курсов для ребят по заявке открытого рынка труда. Мы разработали 9 основных специальностей, каждая из которых делится на профмодули, доступные для инвалидов и востребованные у работодателей, что закрывает и трудовую, и социальную потребность. И даже политические аспекты. Дело в том, что те рабочие места, на которые мы обучаем, сегодня заняты преимущественно мигрантами.


Большинство ребят из коррекционки выходят со справкой об окончании 9 классов. Требования работодателя, разумеется, намного выше. Их не принимают в другие учреждения, а зачастую случается так, что по факту они ничему и не обучались. У нас тут взрослые ребята, от 18 лет и старше, а вы спросите их – многие даже читать и писать не умеют. Их путь – детские дома, потом психоневрологические интернаты. Но все их обучение – это формальная история. Они даже подписаться не могут, столицу Родины назвать.
Им выделяются квартиры. А откуда потом взрывы бытового газа, если они в пищеблок строем ходят и кухни в глаза никогда не видят? Они понятия не имеют, где краны горячей и холодной воды, которые перекрыть надо, если топит. Но мы знаем, что можно не только обучить их элементарным бытовым вещам, но и обеспечить их работой.


Механизм следующий: наши «рекруты» подбирают работодателей, которые готовы составить заявку на обучение инвалида с последующим трудоустройством. Они отправляют за свой счет технолога, который участвует в процессе разработки программ и обучения. Работодателю вместе с работником приходят субсидии и ответственность за выполнение регламентов по трудоустройство инвалидов. Вопрос в долгосрочности: центр занятости контролирует договор трудоустройства в течение 1.5 лет. Но по их истечении единственное, что может сохранить место за нашим выпускником – его квалификация. Только если он станет классным работником, работодатель будет заинтересован в его навыках, а не в прилагающихся к нему субсидиях. В этом и есть наша главная задача – наладить процесс подготовки работников, которым гарантировано долгосрочное трудоустройство.


Когда мы по-честному считали региональный процент трудоустройства на 2015 год, то получили 1,9%. Из 32 тысяч трудоспособных работают всего чуть более 500. Потому что помимо низкой квалификации инвалидов, немногие работодатели могут сейчас потянуть их трудоустройство. Допустим, вы владелец небольшой типографии. Вы решили взять на работу двух инвалидов-колясочников. И вместе с субсидиями к вам пришло требования о дополнительных 9 квадратных метрах площадей. Почему в таком случае на льготных целевых аукционах по аренде гос. помещений в первую очередь не предоставлять возможность аренды тем, кто готов брать на работу инвалидов? Как раз такие изменения - пример того, за что мы боремся, чего хотим и ради чего работаем.
Не забывайте, что и государство с работающего инвалида будет получать те же самые налоги в виде НДФЛ и взносов в фонды. Поэтому, в первую очередь, занятость инвалидов – снятие нагрузки с экономики.


Что представляет собой Центр?
Это, во-первых, межведомственная площадка, с новыми структурными подразделениями, которые занимаются поиском и адаптацией работодателей, готовых взять на себя обязательства по обучению и устройству инвалидов. Во-вторых, это проект сопровождения выпускников после их устройства. Сюда входит и юридическая и моральная поддержка. Причем как самих работников, так и работодателей.
В-третьих, это непосредственно обучающие классы и зоны проживания для тех, кто нуждается в жилье и навыках самообслуживания. Работает «отделение учебного проживания». И этим все сказано….

В корпусе даже есть несколько гостиных и, конечно же, столовая.

Оказаться здесь может любой, главное – желание учиться и работать. Связаться с сотрудниками Центра можно через соц. сети или электронную почту.
Специальностей, по которым ведется подготовка сегодня, пока девять. Это: «швея», «обувщик по ремонту обуви», «уборщик служебных помещений», «рабочий зеленого хозяйства», «оператор ЭВМ (Основы графического дизайна и компьютерной графики)», «кухонный рабочий», «оператор стиральных машин», «изготовитель художественных изделий из керамики», «заготовитель природного сырья».


В разработке находятся еще 18 специальностей: архивариус, верстальщик, делопроизводитель, и др.
Порядок и уровень оснащенности учебных помещений заставит завидовать многие учреждения проф. образования. Вот так, например, выглядит класс для будущих швей:

Источник: vk.com

А вот и примеры работ начинающих мастеров:

Центр похвастался и первым заказом – шить тряпочные мешочки для упаковки крендельков заказали предприниматели из Ленинградской области.
В следующих классах готовят к обработке земли:

К уборке помещений (учат здесь тому, как работать с разными видами напольного покрытия):

К ремонту кожаной обуви и работе с кожей:

Помимо основных направлений обучения, проводятся занятия по лепке из керамики. На себе процесс уже опробовала Алена bagira_belaya. Говорит, что лепка очень успокаивает и расслабляет. Не дело – а мечта!

А те «курсисты», которые достигают определенного уровня мастерства в этом деле, могут получить специальность «изготовитель художественных изделий из керамики».
Центральный вход украшает экспозиция «дипломных работ» выпускников.

Работы, выполненные учениками под руководством преподавателей


Помимо профессиональной подготовки с обучающимися работает социальный педагог, проводятся тренинги по «интеграции» инвалидов в обычную жизнь, за пределами привычных для них учреждений. Даже совместный выезд в кино становится элементом обучения чему-то новому.
Самое удивительное, что Центр не пытается собрать средства, или каким-то образом получить помощь от обычных граждан. Все, что делают его представители – буквально выпрашивают у бизнеса и власти принимать меры для того, чтобы … на них работали люди.


Вот такой вот парадокс – есть и рабочие руки, и желание зарабатывать. И даже есть, кому научить инвалида всем необходимым теоретическим и практическим знаниям. Только вот рабочие места все равно уходят гражданам соседних государств, а статистика продолжает мухлевать.