9 фильмов, по которым ударили события 11 сентября

2016-09-13 | 10:17 , Категория фото


После печально известного нью-йоркского теракта 11 сентября Голливуд еще долго не решался демонстрировать на большом экране взрывающиеся пассажирские самолеты, падающие небоскребы и другие вещи, которые бы напоминали зрителям о катастрофе 2001 года. Более того, переделке подверглись даже уже готовые фильмы, производство которых стартовало задолго до трагедии. 15 лет спустя вместе с порталом Film.ru мы решили оглянуться и вспомнить, как всколыхнувшая мир террористическая атака повлияла на голливудское кино.

«Человек-паук» (Spider-Man, 2002)



Украшением «Человека-паука» должна была стать сцена, в которой Спайди преследует банковских грабителей, пытающихся удрать на вертолете с чемоданом денег под мышкой. Растянув огромную сеть между башнями Всемирного торгового центра, супергерой ловил в нее летательную машину так же легко, как обычный паук ловит стрекозу. Сцена целиком вошла в тизер-трейлер, показывавшийся в кинотеатрах летом 2001-го, но… уже в сентябре башен-близнецов не стало, и фильм с этим элементом смотрелся бы морально устаревшим. Трейлер и промопостеры немедленно изъяли из оборота, а когда в 2002 году лента попала в кинотеатры, сцена с вертолетом в ней отсутствовала. Более того, в память о жертвах теракта авторы добавили в финале сцену с большим американским флагом, намекающую, что события фильма происходят после 11 сентября. Впрочем, не желая выбрасывать в мусор красивые кадры, на DVD удаленную сцену все же выпустили.



«Лило и Стич» (Lilo & Stitch, 2002)



В третьем акте диснеевского хита «Лило и Стич» есть эпизод, в котором центральные герои пытаются вернуть себе похищенную злодейским капитаном Ганту подружку – девочку Лило. По первоначальному замыслу гоняться за Ганту они должны были на угнанном из аэропорта «Боинге 747», предварительно запустив в самолет зубастого зверюгу Стича, дабы тот напугал и выгнал наружу пассажиров и экипаж. К сентябрю 2001-го эта сцена была уже нарисована на 99%, но… Затем случился нью-йоркский теракт, и студия решила, что кадры с самолетом, пролетающим между небоскребами, вызовут у зрителей ненужные ассоциации. Сцену оперативно перерисовали, заменив самолет космическим кораблем. Вместо города Гонолулу он теперь влетал в гористый природный парк и в процессе проскальзывал не между высотными домами, а между острыми скалами. Зритель, разумеется, подмены не заметил, хотя позже мог увидеть первый вариант переработанной сцены среди дополнительных материалов на DVD.



«Образцовый самец» (Zoolander, 2001)



Комедия «Образцовый самец» вышла в прокат в сентябре 2001-го, когда американцам было совсем не до смеха. За две недели до релиза режиссер Бен Стиллер столкнулся с жестокой реальностью: Нью-Йорк перестал быть тем городом, в котором разворачивались события его ленты. Как минимум в нем уже не было Всемирного торгового центра! Передвинуть премьеру на этом этапе было невозможно, проводить пересъемки – некогда, поэтому Стиллер распорядился аккуратно стереть из кадра башни-близнецы, фигурирующие в нескольких сценах. «Чистка» манхэттенского пейзажа не прошла мимо зрительского внимания и вызвала полярные реакции; даже некоторые коллеги режиссера осудили его за показную «шустрость». Но постановщик даже сегодня продолжает стоять на своем: по его словам, это было «самое подходящее на тот момент решение».



«Интуиция» (Serendipity, 2001)



Бен Стиллер оказался не единственным режиссером, оперативно среагировавшим на падение башен: когда 5 октября кинокомпания Miramax выпустила романтическую комедию «Интуиция», там уже не было ни следа «близнецов» (хотя на премьерном показе на фестивале в Торонто 13 сентября Всемирный торговый центр еще был на своем месте). Многие зрители, посмотревшие ленту всего через 3 недели после трагедии, посчитали правки самым неестественным элементом фильма: дело явно происходит уже после теракта, унесшего тысячи жертв, но героям совершенно плевать – ведут себя так, будто ничего не случилось! Учитывая, что к моменту премьеры на месте ВТЦ все еще продолжали дымиться руины, не приходится удивляться, что нарядный, идиллический и беззаботный вид Нью-Йорка в кинокомедии вызвал столько нареканий. Miramax свое решение комментировать никак не стала – впрочем, это как раз тот случай, когда все понятно и так.



«Армагеддон» (Armageddon, 1998)



Вообще-то фантастический экшен «Армагеддон» вышел еще в 1998 году, поэтому сцена, в которой метеоритные обломки крушат Нью-Йорк, была без проблем показана в кинотеатрах. Но после 11 сентября ее демонстрация уже могла вызвать обвинения в кощунстве. Поэтому для телевизионной премьеры на ABC фильм подредактировали, выбросив из него весь эпизод с пылающим Всемирным торговым центром. Некоторые американцы подобной цензурой были возмущены, но ньюйоркцы против купюр в телеверсии не возражают – хотя бы потому, что дисковых изданий изменения не коснулись, и те, кто желает пощекотать себе нервы, по-прежнему могут сделать это в ближайшем видеопрокате. То же касается комедии «Один дома 2», телеверсия которой не раз подвергалась соответствующим купюрам.



«Одинокие стрелки» (The Lone Gunmen, 2001)



Мало кто помнит это, но у сериала «Секретные материалы» когда-то был спин-офф, проживший, правда, всего один сезон. Детективное шоу Криса Картера и Винса Гиллигана «Одинокие стрелки», задуманное как дополнение к «Икс-файлам», отличалось от «родительского» проекта более легкой, юмористической подачей. Кроме того, оно делало сюжетный упор не на «паранормальщину», а на всякого рода правительственные заговоры, распутыванием которых занимались главные герои – троица журналистов-параноиков из газеты «Одинокий стрелок». Уже в пилотном выпуске протагонисты раскрывают заговор правительства, желающего направить угнанный самолет на Всемирный торговый центр, чтобы свалить вину на террористов и подзаработать на производстве оружия для новой войны, – но, к счастью, «стрелкам» удается предотвратить трагедию. Сезон был показан по каналу Fox весной 2001-го и заслужил похвальные оценки критиков, но уже в сентябре все стало выглядеть так, будто Картер и Гиллиган «накаркали» реальный теракт. Дурная слава телеканалу была не нужна, да и рейтинги радовали не особо, так что «продолжения банкета» охотники за тайнами не дождались – шоу было закрыто, а его центральных героев следующей весной «пришили» в одном из последних эпизодов «Секретных материалов». К счастью, не навсегда: в 2016 году «Икс-файлы» дождались продолжения, в котором всех троих великодушно оживили обратно.



«Машина времени» (The Time Machine, 2002)



В экранизации романа Герберта Уэллса главный герой попадает из XIX века в будущее – 2037 год. В будущем все неладно: из-за деятельности людей Луна сошла с орбиты, и ее обломки падают на Нью-Йорк, разрушая небоскребы… Для Рождества 2001 года это был далеко не лучший сюжет, поэтому релиз ленты отодвинули на несколько месяцев, а по экшен-сцене мощно прошлись цензурными ножницами, оставив от нее рожки да ножки: из кадра исчезли не только башни-близнецы (присутствие которых в 2017 году, конечно, выглядело нелепо), но и вообще все, что могло вызвать ассоциации американцев с недавней трагедией. Кто-то из зрителей посчитал, что это перестраховка, но режиссер Саймон Уэллс и руководство Warner Bros. уверены, что поступили правильно.



«Люди в черном 2» (Men in Black II, 2002)



«Люди в черном» – очень «нью-йоркский» по духу киносериал, поэтому неудивительно, что во второй ленте трилогии финальная битва с инопланетным червем происходила по задумке сценаристов на фоне знаменитых башен-близнецов. К осени 2001-го почти все сцены фильма были сняты, но… 11 сентября башен не стало. Уже на следующий день руководство студии Sony объявило, что не может выпустить ленту в таком виде и поэтому будет «искать альтернативные варианты». Решение скоро было найдено, в сценарий внесли необходимые правки, и финал пересняли на фоне другого узнаваемого символа Нью-Йорка – статуи Свободы. Из тех же кадров, где все еще можно было мельком увидеть Всемирный торговый центр, обе башни были аккуратно подтерты. Авторы считают, что новый вариант смотрится даже лучше, чем старый (поскольку он, в частности, позволил вставить в фильм идею о гигантском «нейтрализаторе памяти», якобы вмонтированном в факел статуи). У нас нет возможности сравнивать, поэтому просто поверим им на слово.



«Кровь из носу» (несостоявшийся проект)



В мае 2001 года студия MGM объявила о запуске в работу проекта под названием «Кровь из носу» (Nosebleed). Странноватое для комедии название было идиомой, которой в английском языке принято обозначать любовь с первого взгляда. Главный герой – влюбленный мойщик окон, мечтающий об официантке ресторана, которая, как и он, работает во Всемирном торговом центре. Однажды мойщик нечаянно подслушивает через окно подробности заговора неких террористов, и теперь только от него зависит, удастся ли им взорвать статую Свободы… Режиссировать фильм должен был Ренни Харлин, недавно разделавшийся с «Гонщиком», а исполнять главную роль – Джеки Чан, обещавший заняться «Кровью из носу» сразу после «Смокинга», съемки которого стартовали 10 сентября. Но фильму не было суждено состояться, поскольку 11 сентября торговый центр рухнул, полностью обессмыслив его сюжет. Руководство студии поспешило объявить, что сценарий будет переписан, однако достойной замены башням-близнецам и статуе Свободы придумать так и не смогло, да и без участия террористов лента утратила бы всякий смысл. Опасаясь финансового провала, MGM сочла за лучшее отменить проект вовсе.