Роберт Земекис - режиссер волшебства

2015-05-25 | 06:24 , Категория фото


Что объединяет такие разные ленты как: «Назад в будущее», «Форрест Гамп » и «Беовульф»? Гений, который их создал. Один из немногих режиссеров, чьи фильмы можно смотреть с полной уверенностью в том, что их захочется пересматривать снова и снова.

Роберт Земекис родился и вырос в Чикаго, штат Иллиноис. Свои первые фильмы он начал снимать на 8-мм камеру, еще учась в школе, после окончания которой он поступил в Университет Северного Иллиноиса, а затем перевелся в Университет Южной Калифорнии, где продолжил обучение по специальности "киноискусство". Именно там Роберт познакомился с Бобом Гейлом, ставшим его лучшим другом и верным творческим соратником.

Сняв в 1972 году небольшую киноленту "Лифт" /The Lift, 1972/ а также получив еще учась в университете премию за короткометражку "Поле чести" /Field Of Honor, 1972/, Земекис был впервые замечен Стивеном Спилбергом, который пригласил его вместе с Бобом Гейлом для работы над картиной "Я Хочу Взять Тебя За Руку" /I Wanna Hold Your Hand, 1978/. Спилберг в то время сам был начинающим режиссером, однако он уже тогда смог оказать большое влияние на творчество молодого Земекиса и Гейла, дав толчок их карьере. В 1979 году они написали сценарий для военной комедии "1941", режисером которой стал сам Спилберг.

Как и "Я Хочу Взять Тебя За Руку", следующая полнометражная лента с Куртом Расселом в одной из главных ролей, снятая Земекисом по его с Гейлом сценарию, "Подержанные Автомашины" /Used Cars/ не пользовалась коммерческим успехом.
Эти полнометражные картины Земекиса в нашей стране практически неизвестны и смотрели их у нас разве что самые заядлые киноманы. Но знайте: сам Квентин Тарантино в 1995 году признался, что «Подержанные автомобили» входит в число его любимейших фильмов семидесятых, и вообще у него это «самая любимая комедия за последние двадцать лет». «Мы всегда смотрели этот фильм во время работы, - признается бывший работник видеопроката. - Мы знали наизусть каждую строчку любого диалога этой комедии!» Впрочем, несмотря на то, что и критики встретили дебютные работы молодого режиссера благосклонно, на кассовых сборах это никак не отразилось – и дальнейшая карьера Земекиса оказалась под серьезным вопросом.

Положение спас «Роман с камнем» (1984), которому успеха тоже не предвещали. Однако приключения в джунглях героев Майкла Дугласа, Кэтлин Тёрнер и Дэнни де Вито пришлись по душе широкой аудитории – картина стала хитом. Причем не только в Америке – в Советском Союзе, только-только начавшем обзаводиться видеомагнитофонами, «Роман» тоже пользовался невероятным большим спросом (отреагировав на который, фирма «Мелодия» даже выпустила пластинку с музыкой из фильма). В довершении всего лента получила «Золотой глобус» как лучшая комедия года – обыграв на этом поле «Охотников за приведениями» и «Полицейского из Беверли-Хиллз». Через год последовало не менее успешное продолжение «Жемчужина Нила», но к нему Земекис уже не имел никакого отношения.

Резкий скачок карьера Роберта Земекиса совершила 1985 году благодаря ставшему теперь классическим фильму «Назад в будущее». Превратившись впоследствии в трилогию (вторая и третья части вышли в 1989 и 1990 годах соответственно), картина золотыми буквами вписала имя своего автора в историю мирового кинематографа. Блестяще придуманная и виртуозно исполненная, она на долгие годы вперед стала эталоном молодежного приключенческого кино – и по сию пору смотрится совсем не как «раритет» из прошлого, а как достойнейший образчик жанра. Японская киноакадемия в тот год назвала «Назад в будущее» лучшим зарубежным фильмом, в то время как американцы выделили ленте «Оскар» только за звуковые эффекты.

Свой класс Земекис подтвердил совершенно уникальным произведением «Кто подставил кролика Роджера» (1988), в котором анимационные персонажи работали на одной съемочной площадке с живыми актерами. Идея была совсем не нова – например, еще в 1945-м Джин Келли аналогичным образом танцевал с мышонком Джерри в ленте «Поднять якоря!». Но там был отдельный эпизод – а тут целый фильм, который благодаря своему техническому совершенству вполне заслужил титул революционного. Киноакадемия откликнулась на это тремя статуэтками (плюс спецпремия режиссеру анимации), зрители – неослабевающей любовью. Хотя надо заметить, что это ведь не такая уж и детская картина – там есть несколько вполне даже взрослых моментов, и вообще это фильм-нуар, а не какая-то там мультяшка!

Картины «Смерть ей к лицу» (1992) и «Контакт» (1997) не стали для Земекиса выдающимися свершениями, хотя первая и получила «Оскара» за лучшие спецэффекты. У Мерил Стрип там крутилась голова, а Голди Хоун ходила с огромной дырищей в пузе, но сейчас оттуда в первую очередь вспоминается разве что Брюс Уиллис – сыгравший совершенно нехарактерную для себя роль «обычного» человека. Немногое можно сказать и про «Контакт» с Джоди Фостер. Даже несмотря на то, что фильм получил престижную награду «Сатиурн», присуждаемую за достижения в фантастике - а его конкурентами в тот год, между прочим, были «Люди в черном», «Пятый элемент», «Гаттака» и «Звездный десант».

Пиком академического успеха режиссера стал «Форрест Гамп» (1994), завоевавший шесть «Оскаров», в том числе и в главной номинации – за лучший фильм. Земекис сумел угодить решительно всем: это был редкий случай, когда столь высокое профессиональное признание досталось самой успешной с коммерческой точки зрения картине года. Метафоричное высказывание «Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется» считается одной из самых известных киноцитат, а сцена, в которой вымышленный Форрест общается с настоящим президентом Кеннеди, может считаться едва ли не самым забавным кинематографическим приколом последних десятилетий. Хотя не обошлось и без «шишек»: картина вмиг стала объектом беспрестанных пародий, зачастую злых и отчаянно пошлых (последний пример – фильм «Диктатор», в котором Саша Барон Коэн грубым образом насмехается над сценой волшебного исцеления мальчика-инвалида). Но это всё зависть, понятное дело.

6 Оскаров и 13 Номинаций. 330 млн долларов кассовых сборов и любовь зрителей по всему миру. Туповатый Гамп в мгновение ока стал настоящим национальным героем, а Том Хэнкс, воплотивший его образ на экране, и Роберт Земекис - настоящими культовыми фигурами Голливуда. На 1994 год "Форрест Гамп"стал самым успешным с коммерческой точки зрения фильмом всех времен, уступив по этому показателю только "Парку Юрского Периода" и "Инопланетянину" Спилберга. (Это было еще до выхода на экраны таких "кассовых монстров", как "Титаник", "Звездные Войны - Эпизод 1" и некоторых других, потеснивших творение Земекиса). Фильмы был удостоен премии Оскар по 6 номинациям (из 13, на которые выдвигался): "Лучший Фильм", "Лучший Режиссер", "Лучший Сценарий", "Лучший Актер", "Лучшие Визуальные Эффекты", "Лучший Монтаж".

В 2000-м году у Земекиса подряд вышло два фильма – «Изгой» и «Что скрывает ложь». Оба стали суперхитами и вошли в десятку самых кассовых лент сезона – но с творческой точки зрения это были, к сожалению, откровенные провалы. Режиссер вошел в самую страшную для художника стадию – «признанный классик» - и потерял вместе с тем энергию и вдохновение. Хотя начало «Изгоя» пересматриваешь, конечно, с большим удовольствием: там Том Хэнкс разгружает почту прямо на Красной площади.

Творческий кризис Роберт Земекис пережил весьма неординарно – он стал снимать мультфильмы. Впрочем, мультфильмами их называют только далекие от кино люди: на самом деле, «Полярный экспресс» (2004), «Беовульф» (2007) и «Рождественская история» (2009) – это результат сложнейшей работы по методу motion capture – «захвата движения», когда все роли проигрываются настоящими артистами, облепленными специальными датчиками. Они передают полученные данные в компьютер, где на их основе создаются трехмерные модели, точно воспроизводящие все человеческие движения. Однако результаты таких неординарных технических усилий не получили однозначной оценки: великолепный «Полярный экспресс», будучи пионером в этой технологии, поразил; несколько странный «Беовульф» - заставил недоумевать; а третья лента уже откровенно разочаровала. Однако несомненная заслуга Земекиса в том, что он вообще пошел эти путем! Не все первопроходцы открывают Америку – но их ошибки порой бывают не менее велики, чем иные победы. Возможно, будущее точнее определит место этих картин в истории мирового искусства.

«Экипаж» - последний на сегодня фильм талантливого режиссера . Фильм вышел в 2012 году и стал хитом в прокате окупившись 6 раз, но лавров не сыскал. Актерский состав в новой картине собрался довольно впечатляющий. Дензел Вашингтон и Мелисса Лео - оскароносцы, Дон Чидл выдвигался на награду Американской киноакадемии, а Джон Гудмен просто обладает весьма впечатляющим послужным списком. Это крепкое кино с хорошими актерами и темой, которая обычно поднимается в инди-лентах, а не в работах статусных режиссеров. На "Экипаж" стоит сходить хотя бы из тех соображений, что Земекис опять может увлечься компьютерной графикой, и тогда следующей его картины придется дожидаться лет 10-12.